Слои

Представьте себе, что вы работаете над изображением и уже прорабатываете детали, когда вдруг понимаете, что композиция не очень удачна и главный объект композиции нужно сместить. Вы выделяете главный объект, и тут начинаются проблемы: как его сместить, что останется вместо смещенного объекта (ясно, что белый холст, а не фон) и т. д.

Для удобной работы создателями Painter были предусмотрены так называемые плавающие объекты, которые расположены не на самом холсте, а как бы во взвешенном состоянии над ним. Заметим, что даже в простом графическом редакторе предусмотрено несколько слоев, в которых может располагаться изображение. В Painter их много.

Плавающие объекты — это изображения в слоях над холстом, свободно перемещающиеся и сохраняющие свои свойства до тех пор, пока не изменен формат документа. Они существуют только в формате RIF. Каждый из них располагается в отдельном слое. Их можно независимо преобразовывать, редактировать, копировать, собирать в группы. Подобные свойства плавающих объектов позволяют легко редактировать основное изображение и изменять его композицию.

Общее представление о плавающих объектах

Все плавающие объекты имеют общие черты:

  • каждый плавающий объект располагается в отдельном слое и при этом вносится в список слоев палитры Object отдельной позицией;
  • способы вырезания, копирования, перемещения их совпадают;
  • одинаково взаимодействуют с нижележащими изображениями или фоном.

Среди плавающих объектов выделяют векторные и растровые. Векторные объекты представлены формами — Shape.

Растровые плавающие объекты называют слоями изображения — Layers.

Среди растровых плавающих объектов принято выделять следующие типы:

  • собственно слой изображения (Layer);
  • ссылочный слой (Reference Layer);
  • динамичные слои — встроенные модули или фильтры (Dynamic Layers).

Все эти объекты имеют много общего, но создаются различными способами и отличаются некоторыми свойствами.

Shape (форма) — векторный объект, созданный с помощью следующих инструментов: Pen, Quick Curve, Rectangular Shape, Oval Shape, Text, с заданными атрибутами — обводкой и заливкой. Форма не содержит информации в пиксельном виде, но при работе с инструментом Brush (Кисть) или градациями этот объект преобразуется в растровое изображение (Layer).

Reference Layer (ссылочный слой) — временно образуемый при ряде операций слой низкого разрешения. Ссылочный слой легко преобразуется в обычный слой.

Dynamic Layers (динамичные слои) — встроенные модули или фильтры, позволяющие создавать удивительные эффекты, преобразуя отдельные образы или все изображение.

В главе 6, где речь шла о кистях и их настройке, мы рассказывали о кисти Watercolor, ее способности работать в отдельном слое. Однако этот слой не относится к категории истинных слоев, он не заносится в список слоев палитры Object, а является частью рабочей области или холста Canvas.

В этой главе мы рассмотрим только слои. Остальные типы плавающих объектов — в соответствующих, посвященных только им, главах (главе 15, главе 16 и главе 17).

Слой состоит из двух частей — прямоугольного изображения в формате RGB и маски, определяющей видимую часть прямоугольного изображения. Слои можно перемещать в пределах документа или переносить из документа в документ. Кроме того, на основе слоев можно легко создавать Image Hose (Заготовки) (см. главу 12).

Управление слоями

Для работы со слоями предназначена специальная секция Layers палитры Objects (рис. 14.1). Помимо списка слоев секция содержит несколько кнопок для выбора наиболее часто встречающихся команд.

Рис. 14.1. Секция Layers палитры Objects

В каждой строке списка присутствуют следующие значки:

  • условный значок, характеризующий тип плавающего объекта;
  • изображение глаза, характеризующее состояние объекта;
  • изображение висячего замка, характеризующее доступность объекта;
  • название плавающего объекта.

Условные значки, определяющие тип плавающего объекта:

— Shape (Форма);

— Layer (Слой);

— Reference Layer (Ссылочный слой);

— Floating Object (Плавающий объект);

— Dynamic Layer (Динамичный слой).

Состояние и доступность объекта

Состояние объекта или его доступность меняется при щелчке мышью на строке списка объектов. Объект доступен для инструментов или редактирования, а также для перемещения с помощью клавиш со стрелками, только если он активизирован, то есть выделен (строка становится голубой).

Если необходимо оценить основное изображение или фон без данного плавающего объекта, можно спрятать объект, то есть, сделать его невидимым. Для этого достаточно щелкнуть на значке с изображением открытого глаза рядом с названием данного объекта. Изображение на значке меняется: открытый глаз превращается в закрытый, это значит — объект невидим.

— Глаз открыт — объект видим.

— Глаз закрыт — объект невидим.

Однако состояние, в котором имеются скрытые слои, делает изображение недоступным для сохранения в ряде форматов. Только форматы RIF и PCD позволяют сохранить невидимыми слои. Кроме того, печать изображения, имеющего скрытые слои, невозможна.

Если несколько слоев расположены очень близко друг к другу, то при манипуляциях объектами с помощью инструмента Layer Adjuster (Регулятор слоя) могут возникнуть сложности. Избежать их позволяет выбор в меню секции команды Lock (Замок), делающей данный образ недоступным для инструмента Layer Adjuster. Такое же действие производит кнопка с изображением висячего замка на строке, соответствующей данному слою в списке секции.

— Замок открыт — объект доступен для инструмента Layers Adjuster (Регулятор слоя).

— Замок закрыт — объект недоступен.

Чтобы слой стал вновь доступен для инструмента Layers Adjuster, необходимо повторить команду Lock или снова щелкнуть мышью на изображении висячего замка.

С помощью команд и кнопок секции Layers палитры Objects можно выполнить ряд действий со слоями изображения:

  • создавать новые слои;
  • удалять;
  • переименовывать;
  • группировать и разгруппировывать;
  • объединять или сливать между собой;
  • сливать с основным изображением.

Создание слоев

Слоем может стать любое изображение. Создать слой можно разными способами:

  • выбрать команду New Layer (Новый слой) или нажать кнопку New секции Layers;
  • создать слой из существующего изображения, выбрав команду File > Place;
  • использовать изображения, содержащиеся в библиотеке слоев Image Portfolio (Коллекция изображений);
  • вставить изображение из буфера;
  • вырезать выделение и вставить его;
  • применить выделение и инструмент Layer Adjuster;
  • применить выделение и команду Select > Float (Выделить > Всплыть);
  • выбрать команду Effect > Orientation (Эффекты > Положение).

В первом случае вы можете взять любое изображение для создания из него слоя:

  1. Выберите команду File > Place (Файл > Поместить), откроется диалоговое окно Select image (Выбрать изображение).
  2. Выберите изображение, которое хотите сделать слоем, нажмите кнопку ОК. Откроется диалоговое окно Place (Поместить) (рис. 14.2), где следует установить параметры нового слоя.

Рис. 14.2. Диалоговое окно Place

Если для создания слоя требуется выделение:

  1. Выберите на панели инструментов любой инструмент выделения Rectangular, Oval, Lasso, Magic Wand (Прямоугольник, Овал, Лассо или Волшебную палочку).
  2. Выделите необходимую область. Выделенная область ограничена бегущей пунктирной линией («муравьиной тропой»).
  3. Выберите инструмент Layer Adjuster (Регулятор слоя). Щелкните мышью в пределах выделенной области. Или выберите команду Select > Float.

Любые преобразования, включающие в себя команды Cut (Вырезать), Сору (Копировать) и Paste (Вставить), связаны с созданием слоев.

Вы можете создать копию слоя, не прибегая к команде Сору, а лишь используя инструмент Layer Adjuster. Для этого выполните следующее:

  1. Выделите необходимый слой.
  2. Выберите инструмент Layer Adjuster.
  3. Установите указатель мыши в пределах выделенного слоя и, нажав и удерживая клавишу Alt, щелкните левой кнопкой мыши. Копия при этом заносится в список слоев секции Layers.

Выделение слоя

Чтобы активизировать или выделить слой:

  1. Выберите инструмент Layer Adjuster (Регулятор слоя).
  2. Щелкните левой кнопкой мыши в пределах слоя. Образ выделен и ограничен прямоугольной черно-желтой рамкой.

Можно поступить иначе. Достаточно выделить строку с названием данного слоя в списке секции Layers. После выполнения этой операции, независимо от применяемого типа инструмента, автоматически активизируется инструмент Layer Adjuster.

СОВЕТ. Если вы установите флажок Auto Select Layer на панели инструмента Layer Adjuster, то любой объект, на котором установлен указатель мыши, становится активным. При этом не нужно выделять слои, вы просто перемещаете указатель на нужный слой и работаете с ним.

При желании убрать с экрана прямоугольную рамку, ограничивающую выделенный слой:

  • выберите в меню секции команду Hide Layer Marquee (Убрать обозначение образа);
  • нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Shift+H.

Библиотека слоев (Image Portfolio)

Библиотека слоев Image Portfolio — коллекция изображений, как и библиотека выделений Selection Portfolio, — это специальная секция палитры Objects (рис. 14.3). Вы можете использовать имеющуюся коллекцию слоев-образов, а также поместить в нее слои, которые хотели бы сохранить.

Рис. 14.3. Секция Image Portfolio

Для внесения слоя изображения в коллекцию Image Portfolio выделите данный объект, установите указатель мыши в его границах, нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, перетащите изображение в пределы секции. При этом оно приобретает те же размеры, что и у других объектов, хранящихся в библиотеке. После перемещения объекта в библиотеку место, где он находился, остается пустым. Чтобы избежать этого, необходимо перемещать объект при нажатой клавише Alt.

При занесении изображения в библиотеку появляется диалоговое окно Save Image (Сохранить изображение) (рис. 14.4), в котором вы можете дать название плавающему объекту. Иначе изображение сохраняется под своим порядковым номером. Точно так же из библиотеки изображение перемещается на холст.

Рис. 14.4. Диалоговое окно Save Image

В нижней части секции расположено название выделенного изображения. Как и в других аналогично устроенных палитрах, при нажатии на эту область раскрывается список всех изображений, содержащихся в текущей коллекции. В последней строке списка расположена команда Load Library. С ее помощью загружается другая библиотека.

Можно создать сколько угодно своих библиотек с изображениями. Для этого:

  1. Раскройте список названий изображений и выберите команду Load Library. Откроется стандартное диалоговое окно открытия документа.
  2. Нажмите кнопку New Library. На экране появится диалоговое окно New Image Portfolio (Новая коллекция изображений) (рис. 14.5). Дайте название новой библиотеке, укажите ее местоположение и нажмите кнопку ОК.
  3. Точно так же, как вы сохраняли отдельные объекты в готовой библиотеке, помещайте в нее все нужные вам объекты. Таким образом постепенно вы создадите библиотеку объектов.

Рис. 14.5. Диалоговое окно New Image Portfolio

ВНИМАНИЕ. В библиотеку вы можете поместить только слой изображения (Layer) и динамичный слой (Dynamic Layer), а форма (Shape) перед внесением должна быть трансформирована в Layer.

Удаление и переименование

Для удаления неудачного слоя достаточно его выделить и нажать кнопку Delete в секции Layers палитры Objects или выбрать команду Layer > Delete Layer (Слои > Удалить слой).

При создании слоя Painter автоматически дает ему имя, например layer 1. Но это не очень удобно, особенно если слоев много. Лучше давать слоям имена, соответствующие их сути, например река, дерево, лодка и т. д.

Для переименования слоя:

  1. Выделите нужный слой.
  2. Выберите команду Layer > Layer Attributes (Слой > Параметры слоя). При этом откроется диалоговое окно Layer Attributes (рис. 14.6).
  3. Введите название в поле Name и нажмите кнопку ОК.

Рис. 14.6. Диалоговое окно Layer Attributes

Кроме того, вы можете ввести пояснения, связанные с созданием или назначением вашего слоя, в поле Note.

Порядок расположения слоев

Плавающие объекты располагаются в списке так же, как и на экране, то есть в порядке их создания. Каждый последующий объект располагается над предыдущими. Это значит, что при совмещении каждый последующий объект закрывает собой предыдущие слои. Однако можно изменить порядок расположения слоев. Для этого существуют два способа:

  • перемещение выделенного слоя в списке секции Layers палитры Objects;
  • с помощью панели управления Controls: Adjuster (рис. 14.7).

Рис. 14.7. Палитра Controls: Adjuster

Для изменения порядка расположения с помощью секции Layers палитры Objects:

  1. Выделите перемещаемый слой.
  2. Установите указатель мыши в списке секции Layers палитры Objects на строке перемещаемого слоя. Перетащите строку в нужное место списка. Установив строку, отпустите кнопку мыши.

Чтобы изменить порядок расположения слоев с помощью панели Controls: Adjuster (см. рис. 14.7):

  1. Выберите инструмент Layer Adjuster.
  2. Выделите перемещаемый слой.
  3. На панели управления Controls: Adjuster нажмите одну из кнопок:
  • Back (Назад) — при перемещении слоя на задний план;
  • Front (Вперед) — при перемещении слоя на передний план;
  • кнопку со стрелками, находящуюся под Back или Front, — при перемещении слоя в промежуточное положение.

С помощью панели управления Controls: Adjuster удается изменить прозрачность любого слоя. Например, добиться того, чтобы сквозь него был виден фон. Для этого предназначен ползунок Opacity (Непрозрачность), можно также ввести в поле, расположенное справа от него, требуемое значение непрозрачности в процентах.

В правой части панели управления отображаются точные координаты слоя (табл. 14.1).

Таблица 14.1. Параметры координат слоя на панели управления Controls: Adjuster

Буквенное
обозначение
Назначение Буквенное
обозначение
Назначение
W (Width) Ширина В (Bottom) Основание
Н (Height) Высота L (Left) Левая сторона
Т (Тор) Вершина R (Right) Правая сторона

Перемещение слоев

Существует несколько способов изменения положения слоев в документе. Для этого используются:

  • инструмент Layer Adjuster;
  • клавиши со стрелками;
  • ввод координат объекта в соответствующее поле панели управления.

Инструмент Layer Adjuster позволяет оперативно задать положение объекта на экране, при этом точные координаты объекта всегда отображены на панели управления.

Для перемещения объекта с помощью инструмента Layer Adjuster:

  1. Выделите объект.
  2. Выберите инструмент Layer Adjuster.
  3. Перетащите мышью контур объекта в нужное место экрана и отпустите кнопку мыши.

Клавиши со стрелками при каждом нажатии перемещают объект только на один пиксел и используются для того, чтобы уточнить положение слоя.

  1. Выделите объект.
  2. Нажимая соответствующие клавиши со стрелками, следите за перемещением его в заданное место холста.

Для точного расположения или совмещения объектов удобно воспользоваться диалоговым окном Layer Attributes (см. рис. 14.6). Для этого:

  1. Выделите объект.
  2. Выберите в меню секции команду Layer Attributes или дважды щелкните на строке с названием данного объекта в списке слоев секции. Откроется диалоговое окно Layer Attributes.
  3. В поле Position (Положение) укажите координаты левого верхнего угла прямоугольника, ограничивающего слой. Начало координат — верхний левый угол документа. Положительные значения отсчитываются вниз и вправо.
    • Тор (Верх) — вертикальная координата;
    • Left (Слева) — горизонтальная координата.
  4. Если вы зададите отрицательные значения координат, объект будет вынесен за пределы документа.
  5. Нажмите кнопку ОК. Объект займет указанную позицию.

Группировка слоев

Чтобы работать с несколькими слоями как с одним объектом, целесообразно объединить их в группу. Объекты, объединенные в группу, удобно преобразовывать, перемещать в пределах документа или переносить в другой документ. Группе можно дать свое название, задать общие параметры, например размер, прозрачность, или установить эффект тени, сделать недоступной для инструмента Layer Adjuster или сделать невидимой на экране.

Группа может объединять в себе плавающие объекты различного типа (формы, слои, динамичные слои).

ПРИМЕЧАНИЕ. Если слои объединены в группу, они становятся недоступны для инструмента Brush (Кисть) и применения эффектов, за исключением эффекта тени. При попытке применить Brush к группе на экране появляется сообщение о недопустимости этой операции. Для работы с Brush группа должна быть разделена на отдельные объекты.

Для объединения нескольких плавающих объектов в группу необходимо их выделить на холсте или в списке при нажатой клавише Shift и нажать кнопку Group (Группировка) секции Layers палитры Objects либо выбрать команду Layer > Group (команду Group заменяет комбинация клавиш Ctrl+G).

После объединения в группу значки отдельных объектов, характеризующие их тип, заменяются значком группы — треугольной стрелкой, указывающей направо.

Для отмены объединения нескольких плавающих объектов в группу необходимо выделить данную группу и нажать кнопку Ungroup (Разгруппировка) секции Layers палитры Objects или выбрать команду Layer > Ungroup, или нажать сочетание клавиш Ctrl+U.

При работе с группой вы можете раскрыть ее и контролировать каждый объект в отдельности. К раскрытой группе можно добавлять объекты (рис. 14.8).

Рис. 14.8. Объекты объединены в группу (слева), группа открыта (в центре), выполнена команда Collapse (справа)

Для раскрытия группы достаточно нажать значок в виде стрелки, направленной вправо. В результате под строкой группы появляется список входящих в нее объектов, а стрелка разворачивается вниз, превращаясь, таким образом, в значок раскрытой группы. На рис. 14.8 стрелка нераскрытой группы — строка Group 1, слева, в центре — группа раскрыта, и стрелка развернута вниз.

Вы можете добавлять любой объект к группе и удалять его из нее, для этого:

  1. Откройте группу, при этом строка данной группы автоматически выделяется.
  2. Установите указатель мыши на названии объекта, который вы планируете добавить к группе, нажмите левую кнопку мыши и переместите строку на нужную позицию в группе. Отпустите кнопку мыши. Объект включен в группу.
  3. Для удаления объекта из группы выделите строку с удаляемым объектом и нажмите кнопку Delete.

Окончательное объединение слоев

Если вы закончили работу с группой объектов и уверены, что они вам больше не понадобятся, имеет смысл объединить все эти объекты в один слой с помощью команды Collapse или одноименной кнопки секции. При этом вместо названия группы (см. рис. 14.8) появляется название Layer 1 (см. рис. 14.8, справа). Если в группу входят разные объекты, например формы и слои, появится запрос о подтверждении ваших действий, так как при выполнении этой команды векторное изображение переходит в растровое.

Отменить это действие можно командой Edit > Undo.

Слияние с холстом

Мы уже говорили, что объект существует в отдельном слое независимо от основного изображения до тех пор, пока вы не опустите его на холст. Обычно когда работа над объектом закончена и вы не намерены изменять объект в дальнейшем, имеет смысл опустить плавающий объект на холст. Это особенно важно при подготовке работы к печати. Лучше это делать постепенно.

СОВЕТ. Помните, что всегда следует оставлять копии всех важных этапов работы, чтобы можно было восстановить исходный материал при неудачном результате.

Если необходимо осуществить слияние формы (Shape) с основным изображением, то сначала следует трансформировать ее в слой, выбрав команду Shape > Convert to Layer (Форма > Преобразовать в слой), а затем уже опустить на холст.

Для слияния слоя с основным изображением необходимо его выделить и нажать кнопку Drop (Опустить) или выбрать команду Layer > Drop. При слиянии с холстом объект исчезает из списка секции. Он перестает быть плавающим объектом.

Для слияния всех слоев с основным изображением необходимо выделить при нажатой клавише Shift все объекты в списке палитры или в документе, а затем выбрать команду Drop All (Опустить все).

В некоторых случаях требуется, чтобы после слияния слой оставался выделенным Для этого выберите команду Layer > Drop and Select (Слой > Опустить и выделить).

Совмещения плавающих объектов

Обычно в работе используется несколько различных плавающих объектов. Для совмещения их в Painter предусмотрен метод наложения. Различные режимы (всего их 22) задают цветовое решение при совмещении плавающих объектов с находящимся под ними изображением. При этом вы можете получить различные цветовые эффекты. Для задания совмещения используется раскрывающееся меню Composite Method (Метод совмещения) панели управления Controls: Adjuster или раскрывающийся список Composite Method секции Layer.

Каждый раз метод наложения будет вас радовать неожиданными эффектами при различных режимах совмещения.

В табл. 14.2 приведено описание различных режимов наложения.

Таблица 14.2. Режимы совмещения плавающих объектов

Режим Описание
Default (По умолчанию) Плавающий объект покрывает подстилающее изображение. Цвета плавающего объекта не изменяются
Gel (Желеобразный) Цвета подстилающего изображения видимы сквозь покрывающие
Colorize
(Раскрашивающий)
Цвета и насыщенность подстилающего изображения заменяются покрывающими
Revers-Out
(Обратный снаружи)
Цвета изменяются на противоположные, расположенные напротив на цветовом кольце палитры Color
Shadow Map
(Карта затенений)
Создает цветную тень для заданного объекта
Magic Combine
(Волшебное сочетание)
Выбирает наиболее яркий цвет среди используемых для итогового изображения
Pseudocolor
(Ложный цвет)
Значение тона итогового изображения соответствует значению Luminance (Яркость)
Normal Режим, установленный по умолчанию в программе PhotoShop
Dissolve (Растворение) Усиливает растушевку краев, если она установлена, если растушевки нет — вид Default
Screen (Преграда) Перемножаются инвертированные цвета, итоговый цвет обычно светлее исходного
Overlay (Перекрытие) Осветляет светлые участки и затемняет темные. Overlay, Soft Light, Hard Light разные степени одного режима, из которых Overlay самая слабая степень
Soft Light
(Мягкий свет)
То же, но сильнее
Hard Light
(Жесткий свет)
То же, но сильнее. При яркости больше 50% подобен режиму Screen, при яркости меньше 50% подобен Multiply
Darken (Затемнение) Цвета покрывающего изображения используются для затемнения. Если они светлее подстилающего, то цвет не меняется
Lighten (Осветление) Цвета покрывающего изображения используются для осветления, но в сравнении с Magic Combine эффект другой
Difference (Различие) Вычитает цвета, имеющие меньшее значение яркости, из цветов, имеющих большее значение яркости
Hue (Тон) Покрывающее изображение — источник тона (Н), подстилающее — насыщенности (S) и яркости (В)
Saturation (Насыщенность) Покрывающее изображение — источник насыщенности (S), подстилающее — тона (Н), яркости (В)
Color (Цветность) Покрывающее изображение — источник тона (Н) и насыщенности (S), подстилающее — яркости (В)
Luminosity (Яркость) Покрывающее изображение — источник яркости (В), подстилающее — тона (Н) и насыщенности (S)

Чтобы разобраться в особенностях каждого из режимов наложения, выполните простое упражнение. Для него потребуются два изображения (рис. 14.9 и 14.10), можно фотографии, которые мы будем совмещать.

Рис. 14.9. Исходное подстилаемое изображение

Рис. 14.10. Исходное покрывающее изображение

  1. Определите, какое изображение будет подстилающим, то есть внизу, а какое – покрывающим.
  2. Выберите команду Select > All для покрывающего изображения.
  3. Для него же выберите команду Edit > Copy, Edit > Paste. Покрывающее изображение будет вставлено в подстилающее изображение, но, скорее всего, ничего любопытного вы при этом не увидите.
  4. Выберите инструмент Layer Adjuster и обратитесь к панели Controls: Adjuster.
  5. В нижней части панели располагается поле Composite Method (Метод совмещения). Щелкните на этом поле, раскроется список режимов. Выбирайте варианты один за другим и замечайте особенности того или иного режима (рис. 14.11-14.13).

Рис. 14.11. Совмещение, режим Differens

Рис. 14.12. Совмещение, режим Darken

Рис. 14.13. Совмещение, режим Rivers-Out

Соответствие методов совмещения Painter и PhotoShop

Мы уже говорили о том, что слои в том виде, в котором созданы, сохраняются только в формате RIFF. Это значит, что все действия со слоями, описанные в этой главе, возможны только в Painter. Однако если вы сохраняете работу в формате PSD (PhotoShop), то слои Painter конвертируются в слои PhotoShop.

Теперь вы можете работать с ними дальше, используя свойства слоев программы PhotoShop. Соответствие методов приведено в табл. 14.3.

Таблица 14.3. Соответствие методов совмещения слоев Painter и PhotoShop

Painter Composite Method Photoshop Blend Mode
Gel Darken
Colorize Color
Reverse-Out Normal
Shadow Map Multiply
Magic Combine Lighten
Pseudocolor Normal
Normal Normal
Dissolve Dissolve
Multiply Multiply
Screen Screen
Overlay Overlay
Soft Light Soft Light
Hard Light Hard Light
Darken Darken
Lighten Lighten
Difference Difference
Hue Hue
Saturation Saturation
Color Color
Luminosity Luminosity

Редактирование слоев

Painter предоставляет различные средства для редактирования слоев. Вы можете пользоваться почти всеми вариантами инструмента Brush (Кисть), изменять непрозрачность слоев, создавать область плавного перехода с помощью растушевки, усиливать впечатление с помощью большинства команд меню Effects.

Вы можете редактировать слой, изменяя его маску, скрывая или делая видимыми отдельные его части. Работая с маской слоя, вы также можете пользоваться множеством вариантов инструмента Brush и командой Auto Mask.

Операции с плавающими объектами

Итак, любое изображение может стать слоем (плавающим объектом), для этого оно должно быть выделено и выбрана команда Select > Float (Выделить > Всплыть) или инструмент Layer Adjuster. К плавающему объекту применимо множество эффектов и действий.

С помощью инструмента Layer Adjuster и команд меню Effect можно:

  • вращать объект;
  • изменять размер объекта;
  • деформировать объект;
  • отражать объект;
  • выравнивать группу объектов;
  • добавлять тень.

Рассмотрим далее эти и другие действия со слоями (плавающими объектами). Обращаем ваше внимание на то, что все действия, обозначенные выше, выполняются однотипно для всех плавающих объектов, включая формы.

Вращение объекта

Чтобы повернуть объект:

  1. Выберите слой, дважды щелкнув мышью в пределах изображения или выделив строку в списке слоев.
  2. Выберите команду Effect > Orientation > Rotate (Эффекты > Положение > Поворот). Откроется диалоговое окно Rotate Selection (рис. 14.14).
  3. Введите величину угла поворота в поле Angle. Нажмите кнопку ОК. Объект будет повернут на заданный угол (рис. 14.15).

Рис. 14.14. Диалоговое окно Rotate Selection, установлен угол поворота

Рис. 14.15. Изображение повернуто

Изменение размеров

Для изменения размера объекта:

  1. Выделите объект.
  2. Выберите команду Effect > Orientation > Scale (Эффекты > Положение > Масштаб). Откроется диалоговое окно Scale Selection (Масштаб выделения) (рис. 14.16).
  3. Введите нужные размеры в процентах в поля Horizontal Scale и Vertical Scale. Если установлен флажок Constrain Aspect Ratio (Сохранять пропорции), вы не сможете ввести разные значения вертикального и горизонтального размеров. Установленный флажок Preserve Center (Сохранять положение центра) не позволит сместить центр при изменении пропорций. Нажмите кнопку ОК (рис. 14.17).

Рис. 14.16. Диалоговое окно Scale Selection, внутренняя рамка показывает размеры уменьшенного изображения

Рис. 14.17. Готовое уменьшенное изображение, масштаб — 50%

Создание искажения

Для создания искажения:

  1. Выделите объект.
  2. Выберите команду Effect > Orientation > Distort (Эффекты > Положение > Искажение). Откроется диалоговое окно Distort Selection (Исказить выделение) (рис. 14.18). Вокруг объекта появится дополнительная рамка. Установите указатель мыши на одну из сторон рамки (в эту сторону будет направлено искажение), переместите ее, не отпуская кнопки мыши. По достижении эффекта отпустите кнопку мыши и нажмите кнопку ОК. Объект искажен (рис. 14.18).

Рис. 14.18. Верхний левый рисунок исходный, внизу — после применения искажения

Отражение

Для создания отражения:

  1. Выделите объект.
  2. Выберите команду Effect > Orientation > Flip Vertical (Эффекты > Положение > Переворот вокруг вертикальной оси). Объект отразится вокруг вертикальной оси (рис. 14.19).

Рис. 14.19. Отражение по вертикальной оси

Выравнивание объектов

В процессе создания композиции важно иметь возможность задать положение объектов относительно друг друга по горизонтали или вертикали. Это можно сделать с помощью процедуры выравнивания.

Выравнивание можно произвести:

  • по центрам;
  • по сторонам прямоугольных контуров, ограничивающих слой (левым, правым, верхним, нижним).

Для проведения выравнивания:

  1. Выделите выравниваемые объекты (рис. 14.20).
  2. Выберите команду Effects > Objects > Align (Выровнять). Откроется окно Align Shapes (Выровнять формы) (рис. 14.21).
  3. Задайте параметры выравнивания, они приведены в табл. 14.4.
  4. Нажмите кнопку ОК. Выравнивание выполнено в соответствии с заданными параметрами по нижней стороне (рис. 14.22).

Рис. 14.20. Исходные изображения для выравнивания

Рис. 14.21. Диалоговое окно Align Shapes

Рис. 14.22. Выравнивание произведено по нижней стороне

Таблица 14.4. Параметры выравнивания

Параметр Выравнивает по
Horizontal горизонтали
Left левой стороне
Center центру
Right правой стороне
None не выравнивает
Vertical вертикали
Тор верхним сторонам
Middle середине
Bottom по нижним сторонам

Создание тени

Painter дает возможность создавать тень, падающую от предмета. Создание тени оживляет изображение и делает его более естественным. При этом вы можете задавать различные параметры тени в соответствии с вашими замыслами.

Для создания тени:

  1. Выделите объект.
  2. Выберите команду Effects > Objects > Create Drop Shadow (Эффекты > Объекты > Создать опустить тень). Откроется диалоговое окно Drop Shadow (рис. 14.23).
  3. Установите параметры тени (табл. 14.5), нажмите кнопку ОК.

Рис. 14.23. Диалоговое окно Drop Shadow

Таблица 14.5. Параметры тени

Параметр Устанавливает
X-Offset (Смещение) Смещение по горизонтали
Y-Offset (Смещение) Смещение по вертикали
Opacity (Непрозрачность) Непрозрачность тени
Radius (Радиус) Размер области плавного перехода от тени к фону. При нулевом значении тень имеет резкую границу
Angle (Угол) Угол расположения тени
Thinness (Тонкость) Насыщенность тени. При низких значениях тень густая, при высоких — насыщенность падает, тень светлеет
Collapse to one layer
(Объединить в один слой)
Расположение тени в одном слое с объектом

На рис. 14.24 приведены изображения с разными параметрами тени (сверху вниз).

Рис. 14.24. Изменение параметров тени

Painter создает тень в дополнительном слое и при этом группирует изображение с тенью. Таким образом, тень можно изменять совершенно независимо и одновременно как группу с основным изображением. Если вы не планируете изменять тень отдельно от объекта, можете установить флажок Collapse to one layer (Объединить в один слой). В этом случае в списке слоев секции Layer будет та же запись, но не будет значка группы в виде стрелки, позволяющей раскрыть группу и работать с объектом и тенью отдельно (рис. 14.25).

Рис. 14.25. Влияние установки флажка Collapse to one layer

При создании тени к первой птичке флажок не был установлен, поэтому группа Birdy and Shadow (Птичка и тень) раскрывается и вы можете отдельно работать как с птичкой, так и с ее тенью. При создании тени для правой птички флажок Collapse to one layer был установлен, поэтому птичка и тень объединены в один слой, о чем свидетельствует значок слоя в левой части списка.

Reference Layer

Reference Layer (ссылочный или временный слой, далее для краткости мы будем называть его RL) — это специальный слой, представляющий собой копию слоя-оригинала, но с низким разрешением. RL создается для выполнения различных преобразований над оригиналом. Благодаря низкому разрешению преобразования временного слоя требуют меньшего времени, чем те же преобразования слоя-оригинала.

Конвертирование слоя в RL имеет смысл только в том случае, если имеющийся слой обладает высоким разрешением.

Преобразования RL выполняются с помощью команд меню Effects перемещением маркеров на экране. После выполнения преобразований RL необходимо конвертировать в исходный слой с высоким разрешением.

ПРИМЕЧАНИЕ. RL не редактируется с помощью инструмента Brush (Кисть).

Вы также можете получить RL конвертированием исходного слоя или поместить в документ в качестве RL, если слой-объект существует в виде отдельного файла.

Чтобы преобразовать слой в RL:

  1. Выделите слой.
  2. Выберите команду Effects > Orientation > Free Transformation. Выделенный слой конвертирован в RL.

После конвертирования изображение данного слоя заключается в прямоугольную рамку с маркерами по углам и на серединах сторон. В списке секции Layer RL обозначается значком в виде квадрата из восьми маркеров.

Выбрав инструмент Layer Adjuster и установив указатель мыши на маркере, вы можете преобразовать RL.

RL не доступен для инструмента Brush. Попытка редактировать RL с помощью кистей приведет к появлению на экране запроса: Commit Reference Layer to a Layer? (Конвертировать RL в слой?). По окончании действия с временным плавающим объектом нажмите Commit (Конвертировать) и можете приступить к редактированию.

Если вы планируете редактировать несколько объектов, установите флажок Commit and do not ask again (Конвертировать и далее с запросом не обращаться).

Вы можете поместить слой в документ в качестве RL. Для этого:

  1. Откройте документ, куда вы планируете поместить слой в качестве RL.
  2. Выберите команду File > Place. Откроется диалоговое окно Select Image (Выделить изображение).
  3. Выберите файл, который вы собираетесь преобразовать в RL. Откроется диалоговое окно Place (Поместить). Если указатель мыши находится за пределами диалогового окна Place, на экране появляется прямоугольная рамка, соответствующая размерам перемещаемого слоя.

Теперь необходимо установить параметры перемещаемого слоя.

  1. В категории Scaling (Задание масштаба) в полях Horizontal и Vertical задайте горизонтальный и вертикальный масштабы в процентах от размеров оригинала.
  2. Установите следующие флажки:
    • Constrain Aspect Ratio, чтобы сохранить соотношение размеров по горизонтали и вертикали.
    • Retain Alpha (Поддерживать главное), чтобы сохранить маску данного объекта.
    • Create Pyramid (Создать пирамиду), чтобы создать пирамидальную структуру данных, содержащую изображения с различным разрешением.
  3. Нажмите кнопку ОК или щелкните в пределах рамки. Объект помещен в документ в качестве RL.

Преобразования RL

Напомним, что RL заключен в прямоугольную рамку с маркерами по углам и на серединах сторон. В списке секции Layer RL обозначается значком из восьми
маркеров.

Выбрав инструмент Layer Adjuster и установив указатель мыши на одном из маркеров, можно выполнять различные преобразования с RL:

  • Для изменения размера объекта установите указатель мыши на угловом маркере и при нажатой кнопке мыши перемещайте его.
  • Чтобы растянуть или сжать изображение по вертикали или горизонтали, установите указатель мыши на маркере середины стороны рамки и при нажатой кнопке мыши перемещайте его.
  • Для поворота объекта установите указатель мыши на угловом маркере, нажмите и удерживайте клавишу Ctrl и при нажатой кнопке мыши перемещайте указатель.
  • Чтобы деформировать объект по типу «скос», установите указатель мыши на маркере на середине стороны рамки, и при нажатой клавише Ctrl перетаскивайте указатель.

Точные параметры преобразования RL можно установить в диалоговом окне Set Transform (Задать преобразование) (рис. 14.26), которое открывается выбором команды Effects > Orientation > Set Transform.

Рис. 14.26. Диалоговое окно Set Transform

Вы можете установить следующие параметры:

Таблица 14.6. Параметры преобразования RL

Параметр Устанавливает
Vertical (Вертикальный)
Horizontal (Горизонтальный)
Горизонтальный и вертикальный масштабы в процентах от размеров оригинала
Constrain Aspect Ratio
(Сохранять пропорции)
Сохраняет соотношение размеров по горизонтали и вертикали
Rotation (Поворот) Угол поворота, положительные значения задают поворот в направлении против часовой стрелки
Slant (Скос) Угол скоса. Положительные значения задают скос вправо
Quality (Качество) Качество считывания изображения объекта
Fast (Быстрое) Быстрое воспроизведение объекта с низким разрешением
Clean (Хорошее) Изображение, идентичное оригиналу
Retain Alpha
(Сохранить альфа-канал)
Сохранение маски данного оригинала объекта

Завершив преобразования, RL необходимо конвертировать в слой. Обратное конвертирование выполняется автоматически, если вы приступите к редактированию RL с помощью кистей или различных эффектов. Если же вы не собираетесь работать кистями, тогда выделите RL и выберите команду Effects > Orientation > Commit > Transform. Выделенный RL снова преобразован в слой.

Обратите внимание, что после выполнения обратного преобразования улучшилось качество изображения данного объекта, а в списке секции значок RL заменен на значок слоя.

На рис. 14.27 приведены варианты изменения изображения с помощью RL.

Рис. 14.27. Преобразование изображения с помощью RL

Редактирование с помощью инструмента Brush

Чтобы воспользоваться инструментом Brush для редактирования слоя, достаточно выделить данный объект в списке секции.

Выбрав нужный вариант инструмента Brush, вы можете приступать к работе. Учтите, что Brush работает только в пределах выделенного слоя.

Если слой представляет собой несколько объектов, объединенных в группу, то он недоступен для инструмента Brush. При попытке применить Brush к такому образованию, на экране появляется сообщение о том, что работа с кистью в группе невозможна. Поэтому для работы с кистью данный объект необходимо предварительно разгруппировать на отдельные элементы, выбрав команду Ungroup (Отменить группировку).

Можно иначе обойти это условие. Для этого надо свести все элементы группы в один слой, как бы сплющить группу, объединить все объекты, входящие в группу, в единый плавающий объект. Для этого служит специальная кнопка Collapse или одноименная команда. В результате слияния группа превращается в единый слой и невозможно разделить группу на составляющие ее объекты с помощью команды Ungroup.

При работе со слоями из всех вариантов кистей исключение составляет вариант Water Color (Акварель), так как специальный слой Wet (Влажный), соответствующий этому варианту, является принадлежностью холста (Canvas). Поэтому необходимо воспользоваться временным промежуточным документом, куда перенести плавающий объект и сделать его не плавающим, то есть опустить на холст.

Для редактирования слоя кистями Water Color:

  1. Выделите данный слой, выберите команду Edit > Copy.
  2. Создайте новый документ и выберите команду Edit > Paste > Into New Image. Объект вставлен в новый документ, теперь необходимо объединить его с холстом.
  3. Выберите команду Drop and Select. В результате слой трансформируется в выделенное изображение.
  4. Выберите инструмент Brush (Кисть) и вариант Water Color (Акварель), укажите тип кисти. Раскройте палитру Brushes: Water Color, выберите метод Wet (По-мокрому) и подкатегорию.
  5. Приступайте к редактированию акварелью.
  6. Завершив редактирование, выберите команду Canvas > Dry (Высушить).
  7. Выберите команду Select > Float. Отредактированное изображение вновь трансформировано в слой.
  8. Теперь вы снова можете его скопировать и вставить в исходный документ.

Взаимодействие методов рисования и совмещения слоев

Painter обладает широким спектром возможностей рисования, однако, как вы помните, в секции General палитры Brush Control устанавливается метод рисования. Иногда при установке метода рисования и метода совмещения слоев может получиться неудовлетворительный результат. Чтобы избежать неприятностей, следует иметь в виду некоторые ограничения.

Метод Build-Up (Надстраивание), который применяется для категорий Pencil и Felt Pen, хорошо соотносится с методом совмещения Gel. Фактически, если вы начинаете рисовать «с чистого листа», используя метод Build-Up, Painter автоматически применяет метод совмещения Gel.

Метод Cover хорошо работает с режимом совмещения Default.

Использование флажка Preserve Transparency

В верхнем отделе секции Layers расположен флажок Preserve Transparency (Предохранение прозрачности). Установив этот флажок, вы можете рисовать только в маске слоя, не боясь затронуть остальную часть изображения (рис. 14.28, слева). Если флажок не установлен, то кисть рисует по всему изображению (рис. 14.28, справа). Используя это средство, вы можете заливать маску изображения шаблоном, градацией, применять изолированно различные эффекты.

Рис. 14.28. Эффект от установки флажка Preserve Transparency, в правом изображении флажок снят, в левом — установлен

Взаимодействие выделения и слоя

При работе со слоями можно пользоваться выделением. Выделение создается обычными средствами. По умолчанию сохраняется активным только маркер выделения в слое. Вы можете применять выделение, так же как и при работе с холстом, для заливки градацией, шаблоном, применять эффекты динамичных слоев, просто рисовать в выделении. Вы можете перемещать выделение с помощью инструмента Selection Adjuster. При этом можно применять эффект и перемещать выделение дальше, нанося эффекты одной формы на разные участки. При перемещении выделение становится также плавающим объектом, в списке секции слоев появляется под названием Floating Object и обозначается символом в виде звезды. Все свойства плавающих объектов сохраняются за выделением. Выделение также может перемещаться между слоями. При перемещении используют инструмент Selection Adjuster или клавиши-стрелки.

Любой слой может иметь только одно выделение в данный момент. Выделение сохраняется только в RIFF-формате, при сохранении в другом формате плавающий объект автоматически опускается.

Существует ряд действий, снимающих активность выделения в слое:

  • новое выделение;
  • применение эффекта или рисование в выделенной области;
  • редактирование видимой маски;
  • вставка изображения из буфера;
  • перемещение изображения из библиотеки Image Portfolio.

Маска плавающего объекта

Каждый слой имеет маску, которая определяет размеры и видимость RGB-слоя. Напомним, что маска — это 8-битное изображение в градациях серого. Для создания полностью маскируемой области используется черный цвет. Белый цвет отменяет маскирование. Оттенки серого создают частично маскируемую область.

Чтобы увидеть маску слоя, достаточно открыть секцию Masks (рис. 14.29) на палитре Objects и щелкнуть в строке с маской нужного слоя на значке в виде закрытого глаза.

Рис. 14.29. Одновременное представление слоя и его маски с помощью одноименных секций палитры Object

Появится значок открытого глаза — и одновременно на экране в рамке данного объекта появляется прямоугольник маски в градациях серого, оконтуренный белым полем (рис. 14.30). Сделав маску видимой, вы можете приступить к ее редактированию.

Рис. 14.30. Типы масок сверку вниз: Disabled, Normal, Inverted

Если вы хотите увидеть изображение слоя, установите значок с закрытым глазом для данной маски, сделав ее невидимой.

При редактировании маски слоя используются почти все варианты инструмента Brush, особенно удобны варианты Air brush. Наиболее подходящий метод — Cover.

Можно создать плавный переход между маской и слоем, выбрав команду Mask > Feather Mask, которая произведет растушевку границ маски.

Различают три формы маски слоя:

  • Disabled (Пассивная) — маска отключена, то есть не выполняет своих функций, несмотря на то что изображение маски присутствует на экране.
  • Normal (Нормальная) — маска активизирована, то есть скрывает находящееся под ней изображение.
  • Inverted (Обращенная) — функции маски несет часть изображения, находящаяся за пределами маски, но ограниченная контуром объекта.

Изменить форму маски можно с помощью диалогового окна Layer Attributes, в котором вы можете выбрать нужную форму маски Disabled, Normal, Inverted.

Упражнение. Создание изображения с помощью слоев

В следующем упражнении мы рассмотрим создание изображения, что называется, с нуля. Вы поймете, что это не так уж сложно. Основным средством заливки будут градации (см. главу 9).

  1. Выберите команду File > New и задайте размеры рабочей области: ширину — 500 и высоту — 800 пикселов.
  2. Тонким карандашом или пером сделайте набросок исходного рисунка (рис. 14.31).
  3. Разбейте рисунок на отдельные элементы и продумайте их порядок относительно переднего плана. Передний план — это волны и облако на вершине горы. Далее идет линия берега, холмы, гора, снежная вершина и луна. Задний план — небо. Элементы композиции удобней создавать в порядке их удаления от переднего края.
  4. Техника создания рисунка проста. Для создания каждого элемента композиции выполните нижеперечисленное.
  5. Выберите инструмент Реn (Перо). Создайте с его помощью элемент композиции, представляющий собой замкнутый контур.
  6. Откройте секцию Layer палитры Objects.
  7. Выберите команду Drop and Select. В результате создано выделение.
  8. Выполните заливку выделения градацией с помощью секции Gradients палитры Art Materials.
  9. Выберите вариант Two-Point (Двухцветная градация).
  10. Откройте секцию Color и укажите два цвета, между которыми создается цветовой переход при заливке, — это цвета переднего и заднего плана.
  11. Выберите команду Effects > Fill. Откроется диалоговое окно Fill, где в поле Fill with установите переключатель Gradient. Заливка выделения выполнена.
  12. Выберите команду Select > Float. Выделение преобразовано в плавающий объект, который вы можете перемещать с помощью клавиш со стрелками или с помощью мыши по всей плоскости рисунка и менять последовательность остальных элементов. Чтобы изменить последовательность элементов, достаточно в секции Layers на палитре Objects выбрать данный элемент в списке плавающих объектов и с помощью мыши перетащить на другую позицию (рис. 14.32).
  13. Каждому элементу композиции, трансформированному в плавающий объект, удобно дать название. Для этого выберите команду Layer Attributes или дважды щелкните мышью на нужной позиции в списке секции. Откроется окно Layer Attributes, где в поле Name необходимо ввести название элемента.
  14. Не забудьте про задний план. Чтобы закрасить небо, необходимо выбрать команду Select > All, а далее вновь воспользоваться вариантом двухцветной заливки.
  15. Последняя деталь — звезды. Создайте новый холст небольшого размера, например 200 х 200 пикселов.
  16. Откройте секцию Selection Portfolio и выберите подходящее выделение, а затем с помощью мыши переместите его на новый холст.
  17. Залейте выделение желтым цветом, уменьшите его с помощью инструмента Selection Adjuster, или выбрав команды: Select > Transform Selection, затем — Effect > Orientation > Scale.
  18. Выберите команду Edit > Copy.
  19. Вернитесь к почти завершенной композиции и выберите команду Edit > Paste. Последнюю операцию повторите столько раз, сколько звезд на вашем небосклоне.
  20. После того как вы создали все элементы композиции, правильно расположили их на экране, в последний раз убедитесь, что композиция завершена и ничего в ней не нужно изменять.
  21. Вспомните упражнение, приведенное в главе 10. В упражнении «Создание бесшовного шаблона из отдельных элементов» были использованы плавающие изображения.
  22. Вернитесь к этому моменту, подробно рассмотрите секцию Layer, сгруппируйте элементы композиции и объедините слои, попробуйте различные методы совмещения элементов композиции в местах перекрытия изображений.
  23. В секции Layer выберите команду Drop All. В результате все плавающие объекты сольются с холстом. Восстановить прежнее состояние можно, только выбрав команду Undo.
  24. Чтобы завершить рисунок, попробуйте применить к нему один из инструментов меню Effects.
  25. Выберите Effects > Tonal Control > Negative (рис. 14.33).

Рис. 14.31. Исходный набросок, выполненный с помощью пера

Рис. 14.32. Промежуточный этап с открытой секцией Layers

Рис. 14.33. Применение эффекта Negative

Еще один вариант для завершения композиции.

  1. Выберите команду Effects > Tonal Control > Brightness/Contrast. Предварительно вы можете изменить форму рисунка. Воспользуйтесь инструментом Oval Selection (Эллиптическое выделение).
  2. Выберите команду Select > Feather (Растушевка). Ширину области плавного перехода или растушевки можно задать равной 20-25 пикселам.
  3. Выберите команду Edit > Сору. Создайте новый холст соответствующего размера и выберите Edit > Paste. Хорошее впечатление производит результат применения команды Effects > Tonal Control > Correct Colors.

Так или иначе, завершение композиции существенно не изменит сути рисунка (рис. 14.34).

Рис. 14.34. Итоговый рисунок

Оставить комментарий

Новичкам: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
Продвинутым: 1 | 2 | 3 | 4 | 5
Профессионалам: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8