Настройки инструментов рисования (часть 2)

Секция Spacing

Следующая секция — Spacing (Расстояние).

Она также предназначена для изменения параметров штриха кисти и актуальна в основном для кистей, использующих dab based (Dab Type). При работе с кистями Rendered (Dab Type) установки параметров этой секции не требуются и даже замедляют работу.

Параметры секции приведены в табл. 6.2.

Таблица 6.2. Параметры секции Spacing

Параметр Назначение
Spacing (Расстояние) Регулирует расстояние между следами. При значении 100% расстояние равно размеру следа. Уменьшение расстояния ведет к сглаженности липни штриха
Min Spacing
(Минимальное расстояние)
Регулирует минимальное расстояние между следами. При перемещении ползунка вправо расстояние увеличивается, при перемещении влево — уменьшается
Damping (Уменьшение
амплитуды колебаний)
Регулирует сглаженность края штриха с помощью математического аппарата. Перемещение ползунка вправо создает сглаженность края штриха, влево — зубчатость. Оптимальное значение — 50%
Continuous Time Deposition
(Продолжительность времени
воздействия)
Регулирует продолжительность воздействия изобразительного средства на холст. Если флажок установлен, достаточно касания инструментом для появления штриха. Если флажок снят, штрих появляется после его проведения
Cubic Interpolation
(Кубическая интерполяция)
Регулирует сглаженность края штриха путем добавления дополнительных точек

Флажок Continuous Time Deposition (Продолжительность времени воздействия) обычно используется для управления кистями типа аэрографов.

Пример результата различных установок секции Spacing приведен на рис. 6.19. Левый штрих исходный, далее увеличивалось значение параметра Spacing, в последнем штрихе увеличен параметр Min Spacing.

Рис. 6.19. Изменения штриха в зависимости от установок в секции Spacing

Секция Angle

Секция Angle (Угол) используется только с Circular (Круглый) и Captured (Фиксированный) вариантами Dab Types.

С помощью этой палитры осуществляется различной степени сжатие следа кисти, то есть, окружность становится эллипсом. Вы легко можете в этом убедиться, установив курсор для рисования. Он сразу же принимает форму будущего следа кисти. Параметры данной секции и их назначение приведены в табл. 6.3.

Таблица 6.3. Назначение параметров секции Angle

Параметр Назначение
Squeeze (Сжатие) Сжатие окружности. Перемещение ползунка влево усиливает сжатие
Angle (Угол) Угол наклона эллипса. Перемещение ползунка вправо поворачивает эллипс по часовой стрелке, влево — против
Angle Range
(Диапазон угла)
Диапазон угла поворота следа
Angle Step
(Шаг угла)
Шаг поворота следа при изменении направления штриха. Параметр определяется при значении Angle Range, отличном от 0

Все изменения параметров с помощью секции Angle отражаются на форме и расположении курсора.

На рис. 6.20a, 6.20b и 6.20c приведены штрихи, выполненные кистью варианта Circular Dab Types.

Рис. 6.20a. Результат изменения параметра Squeeze. Установлено максимальное сжатие

Рис. 6.20b. Результат изменения параметра Squeeze. Сжатие уменьшено до 45%

Рис. 6.20c. Результат изменения параметра Angle. Фрагменты линий, которые на рисунке 6.20a были тонкими, стали широкими, и наоборот

Параметры Angle Range и Angle Step предназначены для связи различных параметров в секции Expression, например направления движения линии и наклон штриха.

Секция Random

Секция Random (Случайное распределение) регулирует случайное распределение следов в штрихе.

Изменяя параметр Jitter (Флуктуация), можно из четкой линии сделать распыление, подобно аэрографу.

Остальные параметры этой секции становятся доступными при применении инструмента Cloners.

Эффект случайного распределения, полученного с помощью палитры Random:

Три первых штриха выполнены инструментом Dry Media (Сухой материал), вариант Large Chalk (Большой мел), Dab Type (Тип следа) — Circular (Круглый), Stroke Туре (Тип штриха) — Single (Единичный). Параметр Jitter в первом штрихе минимальный, во втором — средний, штрих при этом становится неровным, в третьем — максимальный, штрих распадается на отдельные следы.

Три следующих штриха выполнены инструментом Реn (Перо), вариант Calligraphy (Каллиграфический), Dab Type — Bristle (Щетина), Stroke Type — Singie (Единичный). Параметр Jitter в первом штрихе минимальный, во втором — средний, штрих стал расплывчатым, в третьем — максимальный, штрих стал широким и неровным.

Секция Bristle

Секция Bristle (Щетина) становится доступной, когда вы работаете с кистью типа Static Bristle (Стоящая щетина). Помимо кистей, принадлежащих к этому типу по умолчанию, многие другие инструменты можно настроить подобным образом. С помощью ползунков вы можете менять параметры щетинок, наблюдая за изменениями в окне просмотра Brush Dab Preview Window секции Size. Для наглядности увеличьте размер кисти перемещением ползунка Size и переключитесь в режим просмотра Soft щелчком в центре следа кисти.

Параметры секции Bristle и их назначение приведены в табл. 6.4.

Таблица 6.4. Параметры секции Bristle

Параметр Назначение
Thickness
(Толщина)
Изменяет толщину отдельных волосков, не меняя их количества
Clumpiness
(Слипание)
Объединяет волоски в группы. При этом отдельные волоски становятся крупнее и образуют группы, остальные остаются без изменений
Hair Scale
(Масштаб волосков)
Меняет соотношение между толщиной волосков, расстоянием между ними и их количеством. При увеличении этого параметра волоски, как под лупой, становятся крупней, расстояние между ними увеличивается, но количество волосков при этом становится меньше
Scale/Size
(Диапазон/Размер)
Устанавливает диапазон изменений всех прочих параметров

В качестве примера результата изменения параметров секции Bristle приведен вид окна просмотра секции Size в режиме Soft для кисти категории Brush, вариант Captured Bristle, Dab Type — Static Bristle.

Рис. 6.21. Исходные параметры кисти: вид следа кисти, секция Bristle, полученный штрих

Рис. 6.22. Увеличен параметр Thickness (толщина волосков кисти)

Рис. 6.23. Толщина волосков исходная, увеличено значение dumpiness (слипание щетинок)

Рис. 6.24. Слипание щетинок уменьшено, изменено соотношение между толщиной, расстоянием между щетинками и количеством Hair Scale (масштаб волосков)

Секция Rake

Секция Rake (Зубцы) позволяет управлять отклонением щетинок кисти при касании кистью холста, повороте и изменении направления штриха.

Секция Rake (Зубцы) доступна, только если в секции General установлен Stroke Туре (Тип штриха) Rake или Multi. Эти секции связаны между собой. В секции Rake вы можете изменять параметры, приведенные в табл. 6.5.

Таблица 6.5. Параметры секции Rake

Параметр Назначение
Contact Angle
(Угол контакта)
Установка количества щетинок, касающихся холста. При перпендикулярном положении кисти по отношению к холсту все щетинки касаются бумаги. При появлении наклона, число касающихся щетинок уменьшается
Brush Scale
(Масштаб кисти)
Установка расстояния между следами каждого зубца. При этом меняется ширина штриха
Turn .Around
(Смещение при повороте)
Установка смещения щетины при повороте кисти
Bristle (Щетина) Установка количества щетинок (следов) в штрихе
Spread Bristle
(Раздвигание щетины)
Настройка связи между нажимом на электронное перо и шириной штриха

Зависимость получаемого штриха от изменения параметров секции Rake приведена в табл. 6.6.

Таблица 6.6. Зависимость штриха от изменения параметров секции Rake

Установлены Вид секции Rake Вид штриха
Исходные
параметры кисти,
тип штриха Single
Секция Rake недоступна
Минимальное
значение Bristle,
вид штриха почти
не отличается от
исходного
Значение Bristle
увеличено,
воздействие многих
щетинок как бы
складывается, при
этом усиливается
интенсивность
окраски
Увеличено расстояние
между щетинками с
помощью параметра
Brush Scale, теперь
видно, что штрих
состоит из многих
линий
Параметр Brush
Scale увеличен,
все линии отделены
друг от друга,
как следы грабель
Параметр Brush
Scale снова такой же,
как на четвертом
рисунке, установлен
угол контакта,
но при этом штрих
стал вдвое шире
Параметр Brush Scale
снова без изменения,
угол контакта
небольшой. Turn
Around (смешение
при повороте)
делает край штриха
неравномерным
Параметр Brush Scale
снова без изменения,
угол контакта
небольшой, смешение
при повороте мини-
мальное, установлен
флажок Spread Bristle,
увеличивается
расстояние между
отдельными
линиями штриха

Секция Well

Секция Well (Источник) предназначена для создания эффектов размазывания подлежащей краски. Ползунки этой секции функционируют взаимосвязанно. Настройка каждого из них влияет на состояние другого. С помощью этой секции можно создать много интересных эффектов. Назначение ползунков приведено в табл. 6.7.

Таблица 6.7. Назначение ползунков параметров секции Well

Ползунок Назначение
Resat (Восстановление насыщенности) Регулирует насыщенность наносимого тона
Bleed (Растекание) Размазывает цвет фона
Dryout (Высыхание) Регулирует размазывание фона

Результат действия ползунков зависит от выбранной кисти и может преподнести немало сюрпризов.

В приведенном примере (табл. 6.8) представлены изменения штриха в зависимости от установок параметров секции Well.

При нулевом значении Resat кисть рисует не установленным цветом, а размазывает цвет фона, особенно это заметно при использовании шаблона в качестве фона. Аналогичная картина получается при изолированной установке увеличенного значения одного из параметров. При сочетании каких-либо параметров начинает включаться и установленный цвет.

Таблица 6.8. Зависимость получаемого штриха от изменения параметров

Установ-
лены
Вид секции Rake Вид штриха
При нулевом значении
Resat
инстру-
мент
рисует
не
установ-
ленным цветом,
а размазы-
вает цвет
фона
При увели-
чении значе-
ния
Resat в
штрихе
появля-
ется выбран-
ный
цвет, смешан-
ный
с
фоном
При увели-
чении
значений
параметра Bleed
происхо-
дит размазы-
вание
фона
При увели-
чении
значения
Dryout уменьша-
ется
размазы-
вание
краски
Примесь размазан-
ного
цвета в основном
сохраня-
ется
Преобла-
да ние
основного
фона
Смешение прекраща-
ется,
и при
переходе
на белый
фон штрих остается
выполнен-
ным
чистым
основным тоном
При установ-
ленном
флажке
Brush Loading
размазы-
вание
фона
происхо-
дит замедлен-
но,
с сохране-
нием очертаний
рисунка

При увеличении значения Resat в штрихе появляется выбранный цвет, наложенный на фоновый тон. При переходе на неокрашенную поверхность смешения выбранного цвета с цветом фона не происходит, цвет остается чистым.

При увеличении значений параметра Bleed (Растекание) (Resat отлично от нуля) происходит размазывание краски фона.

При увеличении значения Dryout (Высыхание) (Resat отлично от нуля) смешение основного и фонового тонов прекращается, и при переходе на белый фон штрих остается выполненным чистым основным тоном. При средних значениях Dryout можно получить очень естественный штрих, содержащий градацию основного и размазываемого цвета, постепенно переходящих в чистый тон. Установка параметра Dryout 20-30% позволяет придать естественный вид штриховке, например мелом (Chalk), создавая более бледный конец штриховой линии.

Установка флажка Brush Loading ведет к сохранению фонового рисунка в штрихе при невысоких значениях Resat.

Секция Airbrush

Секция Airbrush (Аэрограф) управляет работой аэрографов, регулирует поток краски, наносимый на холст с помощью аэрографа, область распространения и т. д. (табл. 6.9).

Рис. 6.25. Секции Airbrush

Таблица 6.9. Параметры секции Airbrush

Параметр Назначение
Spread (Распространенность) Регулирует величину области распространения. Чем уже диапазон распространения, тем дальше от курсора попадает краска
Min Spread (Минимальная распространенность) Регулирует величину минимального распространения краски
Flow (Поток) Регулирует поток краски, служит для связи через палитру Expression между скоростью нанесения краски и давлением или направлением
Min Flow (Минимальный поток) Определяет минимальное количество краски, которое может быть нанесено в области пятна

Оптимальный диапазон распространения в большинстве случаев — около 30-40%. При малых значениях Spread уменьшается угол наклона аэрографа к холсту, поэтому краска оказывается далеко oт места приложения.

Зависимость получаемого штриха от изменения параметра Spread (Распространенность) приведена на рис. 6.26a, 6.26b, 6.26c, 6.26d и 6.26e.

Рис. 6.26a. Значение Spread равно 14

Рис. 6.26b. Значение Spread равно 30

Рис. 6.26c. Значение Spread равно 50

Рис. 6.26d. Значение Spread равно 70

Рис. 6.26e. Значение Spread равно 90

При увеличении значений Spread область распространения увеличивается и принимает коническую форму. При максимальных значениях область распространения сужается до небольшого пятна, как будто вы поднесли аэрограф очень близко к холсту практически перпендикулярно.

Секция Expression

Секция Expression (Выразительность) предназначена для совместной регулировки различных параметров штриха. Она состоит из трех рядов параметров. Первый ряд представляет собой свойства инструментов, назначение которых представлено в табл. 6.10. Следующий ряд, Controller (Регулятор), содержит поля параметров. Щелчок на поле раскрывает меню, одинаковые для каждого поля. Вы можете выбрать в меню любой признак, с которым требуется связать свойства инструмента для создания более реалистичных работ. Третий ряд, Invert (Обратный), содержит флажки, при установке которых действие меняется на обратное. В табл. 6.10, 6.11 и 6.12 представлены параметры инструментов, их назначение и свойства, с которыми их можно связать.

Рис. 6.27. Секция Expression

Таблица 6.10. Свойства инструментов и их назначение

Свойство Назначение
Size (Размер) Толщина штриха
Jitter (Разброс) Разброс следов, из которых состоит штрих
Opacity (Непрозрачность) Плотность нанесения краски
Grain (Зернистость) Чувствительность к текстуре бумаги

Таблица 6.11. Параметры свойств инструментов и их назначение

Параметр Назначение
Color (Цвет) Переходы между основным цветом и фоновым
Angle (Угол) Угол, под которым располагается след кисти
Resat (Восстановление
насыщенности)
Насыщенность наносимого тона
Bleed (Растекание) Смазывание тона фона
Flow (Поток) Поток краски из иглы аэрографа
Feature (Признак) Расстояние между отдельными траекториями следов, созданными сложными кистями
Depth (Глубина) Глубина эффекта выпуклости кисти Impasto
Rank 1, 2, 3, (Уровень) Последовательность изображений для кистей типа Image Hose
Direction (Направление) Угол наклона штриха

Таблица 6.12. Параметры раскрывающихся меню

Параметр Назначение
None Связь не установлена
Velocity (Скорость
перемещения)
Со скоростью движения электронного пера (стилуса)
Direction (Направление) С направлением движения кисти
Pressure (Давление) С нажимом на электронное перо (стилус)
Wheel (Колесо) С перемещением колесика стилуса типа Intuos, с работой инструмента Airbrush. Увеличение потока краски вызывается поворотом колесика вперед, уменьшение — назад
Tilt (Наклон) С углом наклона электронного пера
Bearing (Опора) С положением электронного планшета
Source (Источник клонирования) С изображением-источником при клонировании (основано на вариациях яркости клона)
Random (Случайный разброс) Случайным образом с любым параметром

Последние шесть параметров раскрывающегося меню связаны со стилусом и планшетом. Однако отметим, что возможностью управлять параметрами Bearing и Tilt (Опора и Наклон) пока обладают немногие дорогие профессиональные модели стилусов, a Wheel — только специальный стилус типа Intuos.

Параметр Pressure у многих инструментов по умолчанию связан с параметрами Opacity (Непрозрачность) и Size (Толщина штриха). Это значит, что при усилении давления на стилус усиливается тон штриха и его толщина. Понятно, что эта зависимость актуальна для стилуса, но не для мыши.

Ползунок Direction также связан с Angle (Угол наклона штриха). Если установлена связь размера с направлением, ползунок позволяет установить угол направления движения, тогда при приближении к установленному значению будет меняться толщина штриха. Это свойство очень полезно при создании эффекта каллиграфии.

Скорость перемещения, Velocity, связана с Size (Размер) и Opacity (Непрозрачность). Эта связь также актуальна при отсутствии стилуса для работы с мышью.

Source связывает яркости клона с каким-нибудь параметром, величину которого можно регулировать, например, с размером штриха: чем больше размер, тем ярче клон.

Параметр Rank актуален только для кистей типа Image Hose. Если связь не определена, то изображения выходят из шланга в порядке, установленном по умолчанию. Если вы определили связь, например, с давлением, то при увеличении давления из шланга выходят изображения третьего уровня, а при уменьшении — второго (см. главу 12).

Параметр Size позволяет установить связь между давлением или направлением движения и толщиной штриха. При этом диапазон, в котором изменяется толщина штриха, зависит от разницы между параметрами Size и Min Size. Например, Size — 20, Min Size — 10, толщина штриха будет колебаться от 10 до 20.

Как вы, наверное, уже отметили, в этой палитре встречаются параметры, знакомые вам по другим секциям, например: Size и Angel из одноименных секций; Resat и Bleed из секции Well; Opacity, Grain, Size из палитры Controls и т. д. С помощью сведенных воедино нескольких палитр вы сможете изменять работу привычных инструментов, создавая новые эффекты.

Чтобы установить связь между какими-либо параметрами, необходимо выбрать в первом ряду свойство кисти, для которого вы хотите установить связь, затем в правом поле раскрыть меню и выбрать фактор, с которым можно связать свойство кисти. Если вы установили связь, но получили обратную зависимость, установите флажок Invert, тогда зависимость будет прямой.

В качестве упражнения создадим двухцветную кисть с помощью палитры Expression.

Упражнение. Двухцветная кисть

При работе с двухцветной кистью линия, проведенная любым инструментом из палитры Brushes, будет менять цвет в зависимости от направления, нажима на инструмент, скорости перемещения инструмента и других параметров.

Для создания двухцветной кисти:

  1. Выберите кисть и ее вариант в палитре Brushes.
  2. Выберите команду Window > Show Art Materials, откройте секцию Color, щелкните на индикаторе основного цвета. На цветовом круге выберите нужный оттенок, а затем подберите насыщенность и интенсивность цвета. Щелкните на индикаторе вторичного цвета и подберите необходимые цветовые параметры.
  3. Выберите команду Window > Show Brush Controls. Откроется палитра Brush Controls, откройте секцию Expression, выберите параметр Color и в раскрывшемся меню установите флажок рядом с параметром, с которым вы собираетесь связать цвет кисти, например, Direction.
  4. С помощью ползунка Direction поэкспериментируйте с величиной угла направления штриха, при котором изменяется цвет. Двухцветная кисть создана.

На рис. 6.28 представлено изображение, созданное с помощью двухцветной кисти, вариант Random. Использован также инструмент Custom Tile из меню Effects, вариант Brick.

Рис. 6.28. Изображение, созданное с помощью двухцветной кисти

Секция Water

Секция Water (Водный) предназначена для работы с акварельными кистями — Water Color и становится доступной только при выборе этой категории.

Данная секция имеет всего два ползунка: Wet Fringe (Влажная кайма) и Diffusion (Диффузия).

Ползунок Wet Fringe регулирует степень скопления краски по наружным краям штриха. Перемещая его вправо, вы увеличиваете концентрацию краски по краям.

Ползунок Diffusion определяет качество бумаги. При увеличении значения Diffusion краска расплывается на бумаге, создавая впечатления пористости, подобно промокательной бумаге.

СОВЕТ. Будьте внимательны! Увеличение концентрации краски на краях штриха распространяется на все штрихи, выполненные во влажном слое, независимо от того, сохранили вы предыдущий результат или нет. При этом неэффективно сохранение штрихов с помощью закрытия документа с последующим его открытием. Сохранить отдельные штрихи без скопления краски лучше с помощью команды Canvas > Dry.

Особенность кистей этой категории состоит в том, что они рисуют в специальном влажном слое. В нем не работают некоторые инструменты, например Dropper (Пипетка) и Eraser (Ластик). Но в этой группе кистей есть собственный ластик — Wet Eraser (Влажный ластик). Учитывая тот факт, что все другие инструменты рисуют в другом слое, можно использовать эффект кальки, но при этом как бы подкладывать ее под изображение в качестве заготовки. В конце работы вы без труда удаляете набросок. Однако для печати слои необходимо объединить. Это можно осуществить с помощью уже знакомой вам команды Canvas > Dry.

Ниже приведены примеры зависимости изменения штриха от установок палитры Water.

Штрихи сделаны кистью Water Color, вариант Simple Water (Простая водяная), метод Wet (Влажный), субкатегория Grainy Wet Abrasive (Зернистая влажная царапающая); установлены исходные параметры.

Увеличено значение диффузии с помощью ползунка.

Увеличено значение параметра Wet Fringe (Влажная кайма), отчетливо видно скопление краски по краям штриха.

Работа с мышью

Возможно, вам иногда приходится работать не только стилусом, но и мышью. Никто не спорит, что рисование с ее помощью довольно проблематично. Но если у вашего компьютера только одно гнездо, к которому вы можете подключить либо мышь, либо стилус, а работа не очень продолжительная и кропотливая, можно попробовать выполнить ее мышью. И в прежних версиях Painter была попытка реализовать эту возможность с помощью палитры Slaiders (Движки), предшествовавшей секции Expression. В новой версии введена дополнительная секция Mouse, позволяющая отрегулировать параметры кисти сообразно стилусу. Как видите, она не содержит новых незнакомых параметров.

Для создания штриха, наиболее близкого к выполненному стилусом, «Руководство пользователя» рекомендует сделать следующие установки ползунков: Pressure (Давление) – 100%, Tilt (Наклон) – 90°, Wheel (Колесо) – 100%, Bearing (Опора) — 0°.

Кроме того, с помощью секции Expression вы можете попытаться настроить мышь, например, установив связь между толщиной штриха и направлением, подобно рассмотренному выше примеру с двухцветной кистью. Есть и другая возможность настройки мыши. Если часть времени вы выполняли работу стилусом, можно записать штрих, сохранить его, а затем использовать данные штриха для создания подобного эффекта мышью. Эти действия выполняются с помощью палитры Brush.

  1. Выберите команду Stroke > Record Stroke (Штрих > Записывать штрих).
  2. Выполните штрих, проверьте осуществление записи, выбрав команду Stroke > Playback Stroke (Штрих > Проигрывать штрих).
  3. Выберите команду Stroke > Save Stroke (Штрих > Сохранить штрих). Откроется окно Save Stroke (рис. 6.29). Введите имя штриха, нажмите кнопку ОК.
  4. После того как штрих сохранен, можно использовать его характеристики для получения подобного штриха с помощью мыши.
  5. Выберите команду Stroke > Use Stroke Data (Штрих > Использовать данные штриха), теперь вы можете рисовать мышью с использованием параметров штриха, созданного стилусом.

Рис. 6.29. Диалоговое окно Save Stroke

Оставить комментарий

Новичкам: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
Продвинутым: 1 | 2 | 3 | 4 | 5
Профессионалам: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8