Настройки инструментов рисования (часть 1)

Painter дает вам в руки не просто имитацию всевозможных художественных инструментов, средств, приемов. Он может больше, чем традиционные средства

Painter — поистине уникальная программа для настоящего творчества. Причем приступить к рисованию вы можете немедленно. После приобретения некоторого опыта работы вы поймете, что целесообразнее изучить уже имеющиеся приемы, которые используют многие художники, чем до всего доходить самим. Тем более что по этим вопросам существует обширная литература.

Вспомните, ведь наверняка, когда вы начинали работать в традиционной технике, в вашей практике случались неприятности, теперь уже ставшие забавными эпизодами, связанные с элементарным незнанием особенностей техники. Тогда удачная работа была безвозвратно утрачена. Примером подобного казуса может служить разведение масляной краски льняным маслом, когда работа практически не высыхает.

В книге Адель ДробласТринберг и Сета Гринберг «Цифровые изображения: Практическое руководство» наше внимание привлек небольшой эпизод о том, как лаборатория программистов компании Fractal Design арендовала помещение настоящей художественной студии для наблюдения за работой художников традиционными средствами, с тем чтобы создавать компьютерные аналоги. И в результате труда таких, без сомнения, талантливых программистов вы получили наряду с имитацией существующих художественных инструментов, средств, приемов много новых возможностей по сравнению с традиционными.

Но как и обычные художественные средства, электронные инструменты имеют свои особенности и возможности настройки. Рассмотрению этих вопросов и посвящен данный урок.

Стилус и планшет

Многие графические программы дают возможность не только строить изображение из готовых элементов или создавать их с помощью кривых Безье, а просто рисовать. Долгое время эта возможность устраивала немногих. Дело в том, что работа с мышью и ее аналогами не позволяет рисовать так же легко, как карандашом или кистью. В развитии компьютерной графики большую роль сыграло создание электронного сенсорного пера (стилуса).

Одним из лидеров на рынке электронных перьев заслуженно является японская компания Wacom, производившая с 1983 года дигитайзеры — устройства, служившие для обводки контуров и чертежей в системах CAD. В дальнейшем эта идея получила свое развитие в связи с тем. что в Японии пользуется большой популярностью искусство каллиграфии, где нажим пера имеет значение для создания иероглифов. Современные перья беспроводные и не требуют батареек. Одно из последних достижений в этой области — стилус Intuos, имеющий специальное колесико, с помощью которого можно регулировать поток краски, как в настоящем аэрографе.

Рисование происходит на специальной чувствительной поверхности планшета. Этот процесс не требует привыкания. Вы просто рисуете привычным способом.

Но вначале необходимо настроить стилус. В Painter для этого предусмотрены специальные средства, которые мы и рассмотрим.

Настройка стилуса

При работе с обычным пером толщина и яркость линии зависят от степени нажима на него. Имеет значение также и скорость рисования отдельных линий.

Настройку стилуса необходимо выполнять каждый раз в начале сеанса работы, так как после выключения компьютера состояние кистей возвращается к исходному. При этом имеет смысл настраивать только те инструменты, которыми вы чаще всего пользуетесь.

  1. Выберите команду Edit > Preferences > Brush Tracking (Правка > Установки > Прослеживание кисти). Появится диалоговое окно Brush Tracking (Прослеживание кисти) (см. рис. 6.1).
  2. Выберите Pencil (Карандаш) в списке палитры Brush, а в расположенном рядом списке типов карандашей — 2В Pencil.
  3. Установите стилус в окне Scratch Pad (Гравировочная поверхность), проведите линию с нормальной скоростью, не особенно нажимая на перо. Нажмите кнопку ОК.
  4. Выберите Felt Pens (Чувствительные ручки-фломастеры) в списке Brush, а в соседнем списке типов фломастеров — Felt Marker (Чуствительный маркер).
  5. Снова откройте окно Brush Tracking и быстро проведите линию, нажимая совсем чуть-чуть. Нажмите кнопку ОК. Это сделает перо чувствительным к нажиму и скорости.

Рис. 6.1. Диалоговое окно Brush Tracking

Выполните несколько подобных настроек для разных инструментов, делая их привычными и удобными для себя. Например, проводите линии очень быстро, если вы привыкли рисовать быстрым движением, или с разной степенью давления. Каждый раз, нажимая кнопку ОК, проверяйте затем уровень чувствительности пера к вашим движениям в рабочей области.

Настройка инструментов рисования

Как уже говорилось, в Painter любое средство отражается в палитре управления Controls и именно с ее помощью можно настроить любой инструмент. С помощью этой палитры настраиваются следующие параметры инструментов рисования:

  • стиль рисования — Freehand (свободный) или Straight Lines (построить фигуру из прямых линий);
  • размер наконечника кисти — Size;
  • непрозрачность линии — Opacity;
  • зернистость бумаги, проступающей сквозь нанесенную краску, — Grain.

Однако Painter обладает таким богатством инструментов и их настроек, что формат данной книги позволит дать только представление о них. В этой части урока мы рассмотрим палитру кистей — Brushes.

Рис. 6.2. Палитра управления Controls Brush

Как и другие палитры, она открывается с помощью команды Window > Show Brushes (Окно > Показать кисти).

В верхней строке расположено основное меню палитры. Ниже расположены значки с изображением пяти последних выбранных инструментов. Если нажать на кнопку со стрелкой, расположенную на полосе под значками, открывается «ящик» с другими инструментами, а стрелка на кнопке меняет направление на обратное. Но и тогда палитра раскрыта не полностью.

Именно в нижней части палитры представлено все разнообразие самих инструментов и их возможностей. Здесь расположены два раскрывающихся меню (рис. 6.3), содержащих типы инструментов и варианты инструментов.

Рис. 6.3. Палитра Brush Creator

Инструменты палитры Brushes

Рассмотрим инструменты палитры Brushes (рис. 6.4a и 6.4b). В меню типов инструментов Brush Popup (Варианты наиболее попупярных кистей) входит 15 инструментов.

Рис. 6.4a. Палитра Brush Creator полностью свернута

Рис. 6.4b. Палитра Brush Creator полностью развернута

Из них 8 имитируют традиционные художественные средства, а семь (image Hose, Liquid, Artists, Cloners, Photo F\X, Impasto) — не имеют аналогов среди современных художественных средств:

  • Image Hose (Шланг, разбрызгивающий изображения) — кисть, с помощью которой вы можете создавать заливку изображениями, то есть полностью покрывать выделенный фрагмент изображения одним и тем же рисунком. Подробно работа с этим инструментом рассмотрена в главе 12.
  • Liquid (Жидкость) — кисть, имитирующая разведение краски жидкостью так, что краска перетекает, но при этом эффект совершенно не похож на кисть Water (Вода) и Water Color (Акварель).
  • Cloners (Клоны) — кисти, создающие штрихи, имеющие определенный рисунок.
  • Artists (Художники) — кисти, которые предлагают вам либо готовые варианты штриха, такие как Impressionist (Импрессионист), Auto Van Gogh (Авто Ван Гог), Seurat (Сера), либо кисти со специально подобранными параметрами, например, имитирующая стиль Ван Гога (Van Gogh, Van Gogh2) или Sargent brush, рисующая подобно кисти Piano Keys, описанной ниже в категории F\Х, Tubism, создающая трубчатый штрих.
  • Photo (Фото) — кисть, предназначенная для коррекции фотографий. Painter предлагает огромное количество вариантов и способов изменения изображения. Вы можете не только ретушировать, высветлить или затенить отдельные фрагменты изображения, но и добавить интересные эффекты, придающие изображению иной смысл.
  • F\Х — кисть, придающая необыкновенные эффекты изображению. Вариант Confusion (Беспорядок) создает размытость, напоминающую пушистую поверхность; Fairy dust (Пыльца феи) покрывает изображение волшебными звездочками любого заданного цвета; Fair (Блестки) покрывает изображение отблесками; Furry brush (Пушистая кисть) накладывает красно-черные пушистые остроконечные цветы, подобные иглистым хризантемам; Glow (Жар) придает изображению красноватый оттенок, не меняя его качества; Hair spray (Распылитель волос) покрывает изображение пушистыми шарами, цвет которых определяется направлением движения кисти (со стороны изображения — пушистые шары имеют цвет изображения, со стороны фона — преобладает цвет фона); Neon Pen (Неоновая ручка) рисует линиями установленного цвета, напоминающими светящиеся трубки неона; Piano Keys (Клавиши фортепиано) создает штрих, состоящий из перпендикулярных к его направлению линий заданного цвета, напоминающих клавиши; Shattered (Разрушенный) создает эффект осколков стекла поверх изображения, рисует только в движении; Squeegee (Резиновая швабра) размазывает влажной поверхностью изображение. На рис. 6.5 приведено изображение, полученное путем обработки фотографии шимпанзе вариантами кистей F\Х.
  • Impasto — кисти с разного типа штрихами, рисующие как, подобно обычным масляным кистям, толстым рельефным штрихом, так и, подобно F\X кистям, необычными эффектами. Например, несколько вариантов этой категории рисуют различного рода пузырьками Acid Etch (Кислотная гравировка), Grain Emboss (Зернистая чеканка), а также Texturizer Fine, Texturizer Clear, Texturizer Variable (Тонкая текстурирующая, Чисто текстурирующая, Изменяющаяся текстурирующая). Вариант Fiber (Волокна) создает эффект коротких перепутанных волокон установленного цвета. Pattern Emboss (Шаблонная чеканка) покрывает изображение чешуйчатой сеткой. Все эти кисти объединяет в одну категорию их эффект выпуклости (подробно о свойствах кистей Impasto см. в главе 18).

Рис. 6.5. Результат обработки фотографии шимпанзе различными вариантами кисти F\Х

Самая последняя команда меню, Load Library (Загрузить библиотеку), позволяет загрузить библиотеку инструментов.

Каждому типу инструментов соответствует отдельное меню Brush Variant Popup (Варианты наиболее популярных кистей). Например, при выборе инструмента Pencil (Карандаш) вы устанавливаете в меню Brush Variant Popup, какой именно карандаш вам нужен. В данном случае предлагается любой из 6 вариантов карандашей.

А установив инструмент Eraser (Резинка), можно выбрать любой из 14 вариантов. В дальнейшем при смене инструментов будет устанавливаться вариант, использовавшийся последним. Помимо вариантов кистей имеет значение метод использования кисти и субкатегория метода. Эти характеристики устанавливаются в секции General, вложенной в сложную палитру Brush Controls. Мы рассмотрим их позже.

Палитра Brush Controls

Основные установки по настройке кистей сведены в отдельную сложную палитру Brush Controls (Управление кистью), которая открывается путем выбора команды Windows > Show Brush Controls (Окно > Показать палитру управления кистью) главного меню или команды Control > Show Brush Controls (Управление > Показать палитру управления кистью) меню палитры Brushes (рис. 6.6). Теперь вы можете сделать все установки по настройке кистей, переходя от одной секции палитры к другой.

Рис. 6.6. Палитра Brush Controls

Каждая вложенная палитра-секция соответствует различным характеристикам штриха. Когда внесено очень много изменений в параметры кисти, установленные по умолчанию, Painter предлагает построить новую кисть и открывает соответствующее окно. Команды, изменяющие свойства кисти, мы рассмотрим далее.

Палитра Brush Controls, предоставляет пользователю богатейшие возможности в построении кистей. Функции вложенных палитр будут рассмотрены в этой главе, подробное же освоение их возможностей предоставим читателям, так как, с нашей точки зрения, это уже творческий момент.

Секция General

Первой секцией, продолжающей установки, сделанные ранее, является General (Главная) (рис. 6.7). Оба параметра — метод и субкатегория, устанавливаются с ее помощью.

Рис. 6.7. Секция General

Для каждого из инструментов есть свойственный ему метод, соответствующий его особенностям. Но вы можете изменить метод применения инструмента. Возьмем, к примеру, вариант использования гуаши в реальной жизни. Если гуашь высохла, ею можно рисовать подобно мелкам, а если ее сильно развести водой, то получится подобие акварели. Таким образом, мы имеем три метода использования гуаши. Или возьмем акриловые краски. Их можно накладывать густым мазком, застывающим подобно масляным краскам, можно сильно развести, подобно акварели, а можно умеренно, тогда получается их собственная консистенция.

В меню Method представлены восемь различных методов, характерных для разных инструментов:

  • Buildup (Наращивание) характерен для инструментов, рисующих чернилами и краской. Каждый последующий слой, нанесенный на текущий, делает изображение темнее. Интенсивность цвета при этом усиливается.
  • Cover (Покрытие) имитирует непрозрачные материалы, такие как Chalk (Мел), Charcoal (Уголь). Но при повторном нанесении его интенсивность цвета так же усиливается. Этот метод применяется, когда нужно рисовать более светлым тоном по темному.
  • Eraser (Ластик) установлен по умолчанию для резинок разного типа. Помимо того, что он просто удаляет изображение до белого цвета, даже если вы используете цветную бумагу в качестве основы, он может затемнять или осветлять изображение.
  • Drip (Капля) установлен по умолчанию для кисти Liquid (Жидкость). При использовании этого метода частицы жидкой краски как бы смещаются, но не перетекают, как в акварели, а застывают. Это больше напоминает рисование сильно разбавленной масляной краской.
  • Mask (Маска) относится к созданию масок. Если вы установите этот метод, то в меню категорий автоматически будет установлен параметр Layer (Слой), а если вы откроете собственно меню категорий, то увидите в нем всего два пункта — Layer и Load Library. К использованию масок мы вернемся в главе 13.
  • Cloning (Клонирование) установлен по умолчанию для кисти Cloners (см. главу 7).
  • Wet (Мокрый) установлен по умолчанию для кисти Water color.
  • Plug-in (Фильтры) применяется для кистей из дополнительных библиотек Painter. К методу Plug-in мы вернемся в главе 16 и главе 17 (в текущей версии термин Plug-in заменен на Dynamic Layer).

Конечно, проще всего воспользоваться методом, установленным по умолчанию для любого инструмента, но, изучив возможности раскрывающихся меню Method (Метод) и Subcategory (Подкатегория), вы сможете получить совершенно неожиданные, удивительные результаты.

Пункты меню Subcategory характеризуют свойство самого инструмента, а также зависят от метода, установленного в меню Method.

Например, установлен метод Buildup, и это же название присутствует в пункте меню субкатегорий последним словом. Части названия Soft (Мягкий), Hard (Жесткий), Edge (Острый), Flat (Плоский), Variable (Изменяющийся) характеризуют край штриха, a Grainy (Зернистый) — чувствительность к текстуре бумаги.

Как только вы выберете новый инструмент в меню категорий, автоматически изменятся метод и пункт в меню Subcategory.

Однако это не все свойства кистей. Полученный штрих зависит от толщины кисти (ее размера), от угла, под которым этот штрих наносится. А в Painter результат зависит еще от множества причин, которые мы рассмотрим далее.

В начале этого урока, где речь шла о настройке стилуса, говорилось о настройке скорости проведения линии. При этом вы не могли не отметить, что если очень быстро провести линию в окне настройки Scratch Pad, то получается даже не линия, а траектория, состоящая из точек. Очевидно, что сам штрих зависит от единичных элементов, из которых он складывается. Такой элемент мы в дальнейшем будем называть следом.

Таким образом, след — это пятно (Dab), которое оставляет единичное прикосновение любого инструмента к рабочей области.

Как вы увидите, у любого следа довольно много характеристик, которые можно изменять, создавая тем самым новый вариант штриха.

Но в дальнейшем нам понадобится наблюдать, чем отличается один штрих от другого, поэтому мы на некоторое время отвлечемся от темы и рассмотрим специальное пробное окно для демонстрации работы различных кистей.

Просмотр создания штриха

В процессе освоения палитры Brushes вам придется постоянно пробовать всевозможные кисти, сравнивать их действие. Но работа может быть несколько упрощена. В Painter есть специальное окно для просмотра кистей. Для его открытия выберите команду основного меню палитры Brush > Brush Looks > Brush Look Designer (Кисть > Просмотр кисти > Просмотр выполнения). Откроется окно Brush Look, в котором видно, как выглядит штрих, выполненный той или иной кистью.

Попробуйте менять категории кистей, варианты, методы и подкатегории метода. Все эти изменения отразятся в просмотровом окне.

Переключая кнопки цветов, расположенные под окном, вы увидите, как будет выглядеть штрих на белом или темном фоне, на полосатом.

При желании поменять цвета фона и штриха:

  1. Откройте палитру цветов Color Set (Цветовой набор), если она не представлена на экране, выбрав команду Window > Show Color Set (Окно > Показать цветовой набор).
  2. Откройте окно просмотра создания кисти Brush Look (Просмотр кисти), выбрав команду Brush > Brush Looks > Brush Look Designer (Кисть > Просмотр кисти > Просмотр выполнения).
  3. Выберите в палитре Color Set цвет фона. А в панели Controls: Brush (Управление кистью) нажмите значок в виде угловых стрелок . При этом выбранный цвет будет установлен для фона.
  4. Снова выберите в палитре Color Set (Цветовой набор) цвет, теперь для штриха — передний прямоугольник в панели Controls: Brush (Управление: Кисть) примет выбранную окраску.
  5. Нажмите кнопку Set Colors (Установить цвета) в окне Brush Look. Выбранные цвета будут установлены.

Чтобы применить понравившуюся вам кисть, нажмите кнопку Done (Применить). Окно закроется, и вы сможете работать с выбранным инструментом.

Параметр Dab Type

Палитра General позволяет установить 13 вариантов следа, четыре из которых перешли из прежних версий Painter, а девять — новых.

В предыдущих версиях штрих складывался из единичных прикосновений инструмента по аналогии с происходящим в действительности процессом. Такие следы (Dab Type) в настоящей версии называются dab based. К ним относятся:

  • Circular — круглый след, управляемый с палитры Size и Angle.
  • Single-Pixel — однопиксельный след, не меняет размера, используется для редактирования при значительном увеличении изображения.
  • Static Bristle — щетинистый след, настраивается с помощью палитр Size и Bristle. Изменение расстояния между щетинками позволяет получить различную конфигурацию штриха.
  • Capture — захваченный, фиксированный след позволяет сделать следом маленький фрагмент любого изображения, из него будет складываться штрих.

Остальные варианты Dab Type, предложенные в Painter 8, называются Rendered (Предоставленные). Они создают более естественный штрих — непрерывный, гладкий с ровными краями, реагируют на наклон стилуса, его давление на холст, направление движения.

Camel hair (Верблюжий волос) — кисть с круглым следом. Цвет поддерживается каждой щетинкой независимо от тина загруженной кисти. Регулируется в секции Size, параметр Feature (Размытость). Перемещение ползунков вправо увеличивает расстояние между элементами штриха, превращая их в отдельные линии. В секции Color Variability (Изменение цвета) палитры Art Materials (Художественные средства) можно подобрать такое положение движков HSV, при котором каждый элемент штриха будет иметь свой оттенок цвета (рис. 6.8a и 6.8b).

Рис. 6.8a. Dab Type варианта Camel Hair

Рис. 6.8b. Dab Type варианта Camel Hair

Flat (Плоский) — плоская кисть, создающая след, подобный малярной кисти. Изменяет ширину штриха в зависимости от направления: горизонтальный штрих широкий, под углом — уже, вертикальный — еще уже. Регулируется в секции Size, параметр Feature (Размытость). Перемещение ползунков вправо расширяет расстояние между отдельными следами каждой щетинки (рис. 6.9a и 6.9b).

Рис. 6.9a. Штрих, полученный с использованием Dab Type варианта Flat. Параметр Feature со значением, установленным по умолчанию

Рис. 6.9b. Штрих, полученный с использованием Dab Type варианта Flat. Значение параметра Feature равно 35%

Palette Knife (Мастихин) — след, дающий штрих, изменяющийся противоположно вышеописанному, то есть вертикальное направление дает широкий штрих, горизонтальное — сужает. Перемещение ползунков параметра Feature вправо расширяет расстояние между отдельными следами каждой щетинки (рис. 6.10a и 6.10b).

Рис. 6.10a. Штрих, полученный с использованием Dab Type варианта Palette Knife. Параметр Feature со значением, установленным по умолчанию

Рис. 6.10b. Штрих, полученный с использованием Dab Type варианта Palette Knife. Значение параметра Feature равно 35%

Bristle Spray (Разбрызгиватель щетинок) — след, дающий штрих в виде хаотично расположенных щетинок. Этот тип следа предназначен для использования с аэрографом. Перемещение ползунков параметра Feature вправо расширяет расстояние между щетинками (рис. 6.11a и 6.11b).

Рис. 6.11a. Dab Type вариант Bristle Spray. Параметр Feature со значением, установленным по умолчанию

Рис. 6.11b. Dab Type вариант Bristle Spray. Значение параметра Feature равно 6,9%

Airbrush (Аэрограф) — след, подобный аэрографу, служит для создания кисти, аналогичной реальному аэрографу. Вы можете регулировать размер капель аэрографа с помощью параметра Feature. Перемещение ползунков вправо увеличивает размер точек, влево — уменьшает его. Однако при больших значениях Feature результат становится непредсказуемым. При критических углах наклона капли могут разбрызгиваться очень далеко от места приложения. Также проблемы могут возникнуть при установке параметра Spread (Распространение) в секции Airbrush; оптимальные значения этой установки 30-40%. Кроме того, новый стилус Intuos имеет специальное колесико, с помощью которого регулируется поток краски, имитируя работу с реальным аэрографом.

Pixel Airbrush (Пиксельный аэрограф) — след, подобный аэрографу, разбрызгивающему пиксельные капли, размер которых не меняется (рис. 6.12a и 6.12b).

Рис. 6.12a. Штрих, полученный с использованием Dab Type варианта Pixel Airbrush. Установлено минимальное значение параметра Size

Рис. 6.12b. Штрих, полученный с использованием Dab Type варианта Pixel Airbrush

Line Airbrush (Линейный аэрограф) — позволяет создать кисть, разбрызгивающую линии, расположенные под углом друг к другу (рис. 6.13a, 6.13b и 6.13c). Длина линий регулируется параметром Size одноименной секции.

Рис. 6.13a. Штрих, полученный с использованием Dab Type варианта Line Airbrush

Рис. 6.13b. Штрих, полученный с использованием Dab Type варианта Line Airbrush. Установлено минимальное значение параметра Size

Рис. 6.13c. Штрих, полученный с использованием Dab Type варианта Line Airbrush

Projected (Спроектированный) — след, с помощью которого можно создать кисть типа аэрографа. Работа этой кисти напоминает аэрограф первых версий Painter. Но теперь она реагирует на направление, наклон, давление стилуса.

Rendered (Предоставленный) — след, с помощью которого можно создать кисти, использующие градиенты или шаблоны в качестве источника. В списке Source (Изображение-источник клонирования, подробно о клонировании в главе 7) представлено несколько вариантов (рис 6.14a и 6.14b).

Рис. 6.14a. Dab Type варианта Rendered. Из списка Source выбран параметр Color

Рис. 6.14b. Dab Type варианта Rendered. Из списка Source выбран параметр Pattern

Параметр Stroke Types (Типы штрихов) содержит раскрывающийся список, в котором представлены следующие варианты различных типов штрихов:

  • Single (Одинарный) — штрих, состоящий из одного ряда следов;
  • Multi (Множественный) — штрих, состоящий из нескольких рядов следов, переплетающихся беспорядочно между собой;
  • Rake (Зубцы) — штрих, состоящий из нескольких рядов следов, расположенных параллельно, подобно следу от грабель:
  • Hose (Шланг) — штрих, состоящий из множества повторяющихся изображений.

Рис. 6.15. Примеры установки различных типов штрихов, расположенных по порядку слева направо: Single, Multi, Rake, Hose

ВНИМАНИЕ. Когда вы рисуете штрих кистью типа Multi, сначала на экране появляются точки, из которых скоро сложится линия. Кисти типа Multi требуют большего объема памяти и, следовательно, большего времени для создания штриха.

Все остальные кисти рисуют гораздо быстрее. Даже тип Rake практически равен по скорости типу Single.

Эффекты, подобные-кистям типа Multi и Rake, можно создавать сложными кистями. У таких кистей при просмотре в окне палитры Size в режиме Soft, позволяющем видеть форму центральной части следа, структура множественная, то есть след состоит из множества мелких элементов. Примерами таких сложных кистей могут служить инструменты из категории Brush следующих вариантов: Brushy (Щетинистая), Fine Brush (Тонкая кисть), Load Oils (Масляная), Sable-Chisel (Колонковая кисть), Tip Water (Водяная с тонким наконечником), Big Dry Ink (Большая сухая чернильная), Big Load Oils (Большая масляная), Big Wet Oils (Большая влажная масляная), Big Wet Ink (Большая влажная чернильная), Ultra-fine Wash Brush (Ультратонкая размывочная кисть), Coarse Hair (Грубая волосяная). У кистей Multi и Rake след одинарный.

Параметр Source (изображение-источник клонирования) подпалитры General становится доступной при установке Dab Type вариантов Line Airbrush (Линейный аэрограф), Projected (Спроектированная), Rendered (Представленная). Раскрывающпйся список Source (Источник) содержит следующие варианты (рис. 6.16a, 6.16b и 6.16c):

  • Color (Цвет) — устанавливает в качестве источника первичный или вторичный цвета;
  • Gradient (Градиент) — устанавливает градацию, окрашивающую штрих по всей длине;
  • Gradient Repeat (Повторяемый градиент) — устанавливает градацию, повторяющуюся по всей длине штриха;
  • Pattern (Шаблон) — устанавливает в качестве источника изображения шаблон;
  • Pattern With Mask (Шаблон с маской) — устанавливает в качестве источника маску изображения;
  • Pattern As Opacity (Шаблон как непрозрачный) — делает шаблон контрастным, светлые части становятся прозрачными, а темные, наоборот, непрозрачными. Это создает эффект витиеватой решетки, сквозь которую видно другое изображение. Однако этот параметр работает только при установленных параметрах: Computed Dab Type (Вычисленные кисти), лучше Rendered (Пересчет изображения в заданных параметрах кисти), установленный метод — Methods Cover или Buildup.

Рис. 6.16a. Изменение параметра Source при создании штриха. Штрих Gradient

Рис. 6.16b. Изменение параметра Source при создании штриха. Штрих Gradient Repeat

Рис. 6.16c. Изменение параметра Source при создании штриха. Штрих Pattern

В качестве примера рассмотрим создание штриха с использованием установки Pattern As Opacity. Для этого:

  1. Выберите категорию кистей Dry Media (Сухой материал), вариант Charcoal (Уголь).
  2. Выберите команду Window > Show Brush Controls (Окно > Показать палитру управления кистью). Откроется палитра Brush Controls.
  3. Откройте секцию General (Основная).
  4. Установите Dab Type > Rendered (Тип следа > Представленный), вариант Methods > Cover (Метод > Покрывающий), Source > Pattern as Opacity (Источник > Шаблон как непрозрачный) (см. рис. 6.17a, 6.17b и 6.18).
  5. Выберите команду Windows > Show > Art Materials (Окно > Показать палитру > Художественные средства) или нажмите комбинацию клавиш Ctrl+З, откроется палитра Art Materials.
  6. Откройте секцию Pattern и выберите шаблон, который легко сделать контрастным, например Filagree (Филигрань).
  7. Установите масштаб шаблона с помощью ползунка Scale.

Рис. 6.17a. Изменение параметра Source при создании штриха. Pattern With Mask

Рис. 6.17b. Изменение параметра Source при создании штриха. Pattern As Opacity

Рис. 6.18. Пример использования опции Source вариант Pattern As Opacity

ПРИМЕЧАНИE. При установлении масштаба следует иметь в виду, что изображение в малом масштабе при увеличении будет выглядеть расплывчато. При установлении масштаба меньше 50% и дальнейшей перезаписи на гибкие диски, компакт-диски и другие устройства происходит потеря информации, особенно цветовой.

Все эти параметры можно связать с направлением движения стилуса или давлением на него в секции Expressions (Выразительность), которую мы рассмотрим в конце урока. При этом для параметра Color можно создать двухцветную кисть, которая изменяет цвет в зависимости от направления. Для параметров Gradient, Gradient Repeat и Pattern, Pattern with mask создается эффект зеркального отражения градиента или шаблона при изменении направления движения кисти или нажима на нее.

Параметр Opacity (Непрозрачность) позволяет изменить непрозрачность штриха с помощью соответствующего ползунка. Это свойство так же связано с давлением на стилус: чем сильнее давление, тем выше непрозрачность штриха.

Параметр Grain (Зерно) становится доступным только для некоторых вариантов инструментов. С помощью ползунка регулируется степень проявления бумажной текстуры в штрихе. Яркость и контрастность бумажной текстуры устанавливается в секции Paper палитры Art Materials.

Секция Size меню Control

Следующая важная секция — Size (Размер).

В этой секции можно изменять различные характеристики следа, наблюдая за производимыми изменениями большинства его характеристик в окне просмотра Brush Dab Preview Window (Окно просмотpa следа кисти), расположенном в верхней части секции Size. Имеются два режима просмотра характера следа. Основной режим — Hard View (Жесткий просмотр) представляет общий размер наконечника инструмента, другой режим, Soft View (Мягкий просмотр) — его форму. Разница диаметров следа в обоих режимах характеризует зависимость толщины штриха от давления на стилус. Есть кисти, у которых разница между диаметрами следа в обоих режимах очень незначительна, например Pencil.

Переключение из одного режима просмотра в другой осуществляется щелчком в центре следа. Это и есть тот самый след, из которого складывается штрих.

В правой части секции расположены значки, изображающие кривые распределения краски при использовании различных инструментов. Для каждого инструмента характерен тот или иной тип распределения краски в следе. Вы можете поэкспериментировать с профилями распределения, однако нет смысла пытаться настроить характеристики карандаша под соответствие мелу или акварели — вы располагаете обширным запасом кистей.

Параметр Size регулирует размер наконечника кисти, а в конечном счете — толщину штриха.

Чтобы изменить размер наконечника, нажмите и удерживайте комбинацию клавиш Ctrl+Alt. При этом курсор примет крестообразную форму. Как только курсор будет установлен и вы начнете движение стилуса, курсор станет круглым и начнет увеличиваться. Отпустите нажатые клавиши в тот момент, когда диаметр курсора достигнет нужного размера кисти.

Параметры секции Size и их назначение приведены в табл. 6.1.

Таблица 6.1. Параметры секции Size

Параметр Назначение

(Точечный профиль)
Максимальная плотность краски в центральной части мазка с быстрым понижением плотности к периферии

(Усредненный профиль)
Большая плотность краски в центральной части мазка с понижением к периферии

(Линейный профиль)
Максимальная плотность краски в центральной части мазка с равномерным снижением плотности к периферии

(Тупоконечный профиль)
Максимальная плотность краски в центральной части с медленным снижением к периферии мазка

(Акварельный профиль)
Максимальная плотность краски на периферии, средняя плотность в центральной части мазка

(Равномерный профиль)
Равномерная плотность по всему мазку
Build (Построить кисть) Кнопка, завершающая построение кисти
Size (Размер) Размер следа
Min Size (Дополнительный размер) Размер центральной части следа
Size Step (Размер шага) Плавность перехода между узкой и широкой частями штриха
Feature (Размытость) Изменяет расстояние между отдельными траекториями следов, созданными сложными кистями

Параметр Min Size позволяет связать толщину штриха с каким-нибудь параметром, например, с давлением стилуса на планшет. Легкое давление дает минимальную толщину кисти, увеличение давления ведет к утолщению штриха. Таким образом, устанавливая Min Size, вы задаете диапазон, в котором может колебаться толщина штриха в зависимости от давления, оказываемого на стилус.

Все инструменты имеют определенные параметры, установленные по умолчанию. Если вы меняете несколько параметров, то Painter должен построить новую кисть. В прежних версиях Painter в таких ситуациях предупреждал о необходимости сделать это.

В Painter 8 есть возможность автоматического создания кисти. Для этого:

  1. Выберите команду Windows > Show Brushes (Окно > Показать кисти). Откроется палитра Brushes.
  2. Выберите команду Brush > Auto Build Brush (Кисть > Автоматическое построение кисти). Напротив выбранной команды будет установлена галочка. Теперь Painter, не запрашивая вашего согласия на построение кисти, будет создавать ее автоматически.

Аналогичный результат дает нажатие комбинации клавиш Ctrl+B.

Один комментарий

  1. Майя

    Здравствуйте! У меня проблема: я нечаянно нажала Hide Category в меню выбора кистей, и эта категория (карандаши) скрылась. Как теперь восстановить эту категорию??? Переустановила программу-не помогло =(
    Помогите, пожалуйста. Ответ отправьте по e-mail, если не трудно!

Оставить комментарий

Новичкам: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
Продвинутым: 1 | 2 | 3 | 4 | 5
Профессионалам: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8